Картинка

Полный контакт Город всё и всех перемалывает

30 октября 2013, 10:07

Персоны

Роман "Вечный город". Гость "Вестей ФМ" - писатель и публицист Александр Андреевич Проханов.

Ведущие: Владимир Соловьёв и Анна Шафран.

Соловьёв: Я начну, Александр Андреевич, если позволите, с цитаты.

"- Мой первый вопрос. Все эти новейшие сооружения, оригинальные, подчас фантастические, грохочут, выжигают вокруг себя дома, целые районы, иногда сложившиеся, стародавние, привычные для москвичей. Вот я подумал, не слишком ли тяжело для Москвы принять на себя эти стальные и стеклянные чудища, так ли уж ей годится роль космодрома? Не наносим ли мы ей вред, ущерб, как уже не раз бывало во время вот таких вот массированных, организованных строек?

Он говорил осторожно, чтобы не отпугнуть собеседника, но был ясен смысл опасения, был ясен дух неприятия, и Садовников, одолевая все встречные чувства, ответил:

- Москва не проиграет, а выиграет. В выигрыше она и в огромном. Профессионалы, архитекторы, политики, отцы города долго думали, где поставить объекты, взвешивали всё, экономику, транспорт..."

И вот это всё читаю, читаю, читаю и думаю, подождите, какой год написания? Это же написано еще в преддверии Олимпиады, это, наверно, 78-79 годы. Тогда-то не было никаких космодромов. Я сейчас выхожу, смотрю и думаю, это что же, Проханов посмотрел вперёд на столько лет, не будучи ни архитектором, ни градостроителем, написав книгу "Вечный город", хотя пытается убедить меня автор, что книга о городе, а я увидел там душераздирающие любовные истории.

Проханов: Ну, что ты от меня хочешь?

Соловьёв: Где у вас тот магический кристалл, через который вы заглядывали и заглядываете в будущее?

Проханов: Я урбанист. Так меня окрестили меня мои друзья-деревенщики, которые видели во мне отступника, человека, который отступает от великой русской традиции. Традиции, умеющей описывать человеческую душу, человеческую психологию. Один мой друг даже сказал мне: "Я запрещаю тебе писать о душе, Это не твоя стихия". Русская литература умела писать природу божественно, она не умела и не хотела писать мегамашину. А город, ну, даже древний город, даже феодальный город - это машина. Это машина с радиальными улицами, машина с таинственными приводами, которые двигают воду в центр города, выбрасывают нечистоты. И вот написать машину-город была для меня сверхзадача.

Соловьёв: Но вы написали не просто машину-город, вы написали трёхмерную машину-город. Потому что ваш город уходит ввысь.

Проханов: Нет, может быть даже это четырёхмерная машина...

Соловьёв: Еще и время.

Проханов: Потому что одной составляющей, конечно, является душа человека, в нём живущего. И соразмерность этих компонент, вертикали, то есть будущего, не пространственная вертикаль, а временная вертикаль, другое направление - прошлое. Потом этот двухмерный, плоский город, где мы живём, и, конечно, человеческая психология, которая сражается с этим городом, которая угнетается этим городом и одновременно создаёт этот город. Вот это, конечно, тайна.

Город - это хитин, в котором живёт моллюск социума. И этот моллюск в лице своих правителей, или архитекторов или футурологов всё время перестраивает этот хитин, перестраивает эту оболочку, взламывает её. И в этом тоже огромная трагедия города - город всегда в движении, всегда в динамике.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Полный контакт. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация