Полный контакт Диалог писателя с властью: сложный, но нужный

27 ноября 2013, 10:07

Персоны

Гость "Вестей ФМ" - писатель и публицист Александр Проханов. Сибирские стройки и наши дни. Есть ли аналогии? Беседы по романам "Место действия" и "Время подень".

Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.

Соловьёв: Александр Андреевич, вот я смотрел встречу Владимира Владимировича Путина с литературным обществом, смотрел в записи, потому что мы с вами были в этот момент на передаче, но меня туда и не звали, я не отношусь к этому обществу. Вы не пошли, потому что были на передаче.

Но я вот что не понял: я не понял сам подход. Мне казалось, что писатель - это некий проводник некой божественной идеи. Ну, в высшем смысле.  Есть в этом некая мистерия, есть в этом чудо, есть в этом таинство, и когда вдруг их собирают, скажем, 500 человек, то возникает ощущение, что теряется индивидуальность писателя, и он становится каким-то колёсиком и винтиком даже не общепролетарского, а непонятного дела. Вот беседа писателя и властителя - это же традиционный вопрос в русской литературе. Вот как может и должен выстраиваться этот диалог?

Проханов: Каждый раз по-разному. Ведь это собрание, которое вызвало много иронических отзывов, скептических, даже раздражённых. Оно задумывалось, как некий аналог того знаменитого съезда - первого съезда Союза писателей, который был проведён по инициативе Сталина, съезда, на котором выступил Горький, где была основана вот эта ложа, вот этот огромный идеологический трест, состоящий из могучих уцелевших после революционной мясорубки писателей советских.

И цель того съезда была - сориентировать писателей на мощнейшую идеологическую работу по устроению государства. Тогда страна обучила грамоте огромное количество людей. Люди стали грамотными. Став грамотными, они не только подписывали ведомости или бланки, они стали жадно читать.

Вместе с грамотностью населению привили вкус и страсть к чтению, поэтому читающий народ оказался очень чувствителен к любым текстам. Если эти писательские тексты написаны блистательно, если над писателями установлен идеологический контроль, если им предлагается участвовать в создании нового общества, им выделяются преференции, им тайно угрожают, говорят, что если ты не будешь с нами сотрудничать, мы тебя либо вычеркнем из писателей, перестанем тебя печатать - монополия на печатный станок была - либо мы тебе вообще отвинтим твою голову.

Вот это была огромная работа государства по привлечению писателя к построению нового социума. И тогда это было оправдано. Можно было злиться, можно было роптать, но в итоге получилась мощнейшая идеологическая структура, которая создавала новое государство и которая при Горбачёве разрушила это государство, потому что книги в советскую пору были мощнейшим инструментом воздействия. Советский проект начинался с книг...

Соловьёв: И книгами и закончился.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Полный контакт. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация