Полный контакт Российско-грузинские отношения: что изменилось?
Персоны
Российско-грузинские отношения. Диалог Грузии с Западным миром. Гость - израильский политолог и философ Авигдор Эскин.
Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Эскин: Тема Саакашвили, по-моему, исчерпана. И она не исчерпана для Грузии, потому что сейчас при помощи Саакашвили американцы давят на них, что если они не будут корректировать свою политику более четко с ними, то используют Саакашвили для Майдана в Тбилиси. Поэтому тема важная - как пример для многих того, как далеко можно зайти в определенной зависимости от Америки и как дорого это потом обходится. Но возвращаясь к фильму "Покаяние" Абуладзе, мне там увиделось вот что: 1984 год, во-первых, советский кинематограф выделяет 900 тысяч рублей на этот фильм, ну совершенно антисталинский, антикоммунистический фильм, мы это понимаем, но он не просто диссидентский фильм - в том-то и дело. Мне там увиделось нечто такое мистическое, о чем хотелось поговорить применительно к сегодняшней и завтрашней Грузии и к России. Там говорится вот что: отойдя от Варлаама - образа диктатора, отойдя от коммунистической системы, куда мы идем дальше? Если это дорога, которую мы выбрали, не ведет нас к храму, то зачем было все это, зачем было что-либо менять?!
Соловьев: Это как раз тема, о которой я с тобой хотел поговорить серьезно. Давай еще такой бестактный вопрос зададим нашей аудитории. А вы видели фильм "Покаяние"? Я даже не могу вспомнить, когда в последний раз этот фильм показывали по телевизору.
Эскин: И вот оттуда я бы хотел сразу прыгнуть в другое совершенно место. Грузия была самой активной из всех республик Советского Союза, которая ратовала за отделение, за дезинтеграцию. Грузия была самой активной республикой, где происходили антисоветские демонстрации во второй половине 80-х годов, которая активнейшим образом боролась за дезинтеграцию. Включая выдающихся деятельней культуры грузинских, включая любимых нами людей, они были там, в основном именно на этой стороне. Весь этот процесс дезинтеграции Советского Союза имел свой пик сейчас на Украине, когда не просто два каких-то народа, а два народа уже и религиозно, и этнически, и исторически братских начали убивать друг друга с жутким остервенением. Не кажется ли тебе, что началом сейчас обратного процесса, а он совершенно необходим, если Россия хочет выжить на своем нынешнем пространстве, что первыми шагами могут быть как раз шаги навстречу Грузии, соответственно, это должно быть взаимно. Кстати, сегодня в новостях я читаю, что уже возобновлены постоянные авиарейсы между Москвой и Тбилиси. Сегодня РИА "Новости" об этом сообщают. То есть, не стоит ли подумать о том, какие ошибки были допущены с обеих сторон? Они были допущены с обеих сторон, потому что, когда ты говоришь о Саакашвили...
Соловьев: Какая ошибка была допущена с нашей стороны?
Эскин: На мой взгляд, в 1993 году была допущена трагическая, причем принципиальнейшая ошибка Ельциным, не столько им лично, может быть...
Соловьев: Тогда давай возьмем какую-то историческую точку отсчета. Потому что...
Эскин: 1993 год - это историческая точка отсчета. И как раз на днях мы отмечаем 21 год со дня падения Сухуми. Историческая точка отсчета - это падение Сухуми.
Соловьев: Мы это, честно говоря, вообще не отмечаем, не хочу никого обидеть, то есть я не думаю, что в России кто-то будет отмечать. Но падение Сухуми... Я думаю, что для нас исторической точкой отсчета 93-й год вообще не является.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"