Формула смысла Иллюзий в отношении Китая у нас нет
Персоны
Азиатско-Тихоокеанский регион. Гость - Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Куликов: Доброе утро, Станислав Сергеевич! Добавлю к тому, что вы зам министра экономического развития, вы еще руководитель рабочей группы в правительстве Российской Федерации по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в комиссии по интеграционным процессам. Правильно?
Воскресенский: Почти.
Куликов: Фактически для слушателей я переведу на простой язык: Станислав Сергеевич непосредственно занимается всеми нашими взаимоотношениями в этом регионе. Давно слушатели просили эту тему - наше сотрудничество с Китаем, конкуренция с Соединенными Штатами в этом регионе. Что мы, собственно, предлагаем? Чего мы ожидаем? Спасибо вам большое, что пришли и демонстрируете готовность это обсуждать.
Воскресенский: Это наша работа.
Куликов: Все-таки с принципиального вопроса начнем. Любят у нас обсуждать, что произошел какой-то чуть ли не умопомрачительный поворот на Восток.
Подолян: Или разворот, как тоже называют.
Куликов: Или разворот на Восток. И такой спор метафорический. У орла две головы: западная отсохла, восточная расцвела. Что вообще происходит? Стратегически сначала.
Воскресенский: Стратегически никакого разворота на Восток нет. Что есть? Есть проблематичная экономическая политика по защите наших интересов, продвижению российских товаров, услуг, созданию рабочих мест на территории России. Почему Восток? И когда это началось? По данным МВФ, Китай в прошлом году стал уже первой экономикой в мире по паритету покупательной способности. Переводя на простой язык - это крупнейший рынок сегодня. Например, другие страны Азии, страны блока АСИАН растут последние 15 лет темпами не ниже 5 процентов в год. То есть рост в этом десятилетии, да и в прошлом десятилетии, он в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Мы считаем, что было бы безответственно этим ростом не воспользоваться для решения наших внутренних экономических задач. Они у нас те же, их никто не отменял. Президент об этом говорил на форуме ВТБ - это диверсификация экономики, создание новых рабочих мест в несырьевых секторах. Думаю, азиатские рынки, азиатский спрос, азиатские инвестиции нам могут в этом помочь. Вот, собственно говоря, и все.
Что касается разворотов - не разворотов, что я могу добавить? Повестка эта активна стала появляться в начале 2010 года. Прежде всего в рамках подготовки российского председательства в АТЭС. Этот саммит прошел, напомню, в 2012 году во Владивостоке. И уже тогда было понятно, что нам надо активнее и системнее работать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. То, что, возможно, мы немного опоздали, это справедливые оценки. Опоздали по объективным, субъективным причинам. Все-таки в 90-е, 2000-е технологическое лидерство, экономическое лидерство было в западных экономиках. Плюс Евросоюз тот же был нашим традиционным торговым партнером еще в советские времена, поэтому такая крупная экономика как российская, она в любом случае инерционна, и по инерции отношения с Евросоюзом, с другими нашими крупными западными партнерами развивались. Но жизнь внесла свои коррективы и думаю, что эта повестка прагматична. И она надолго. Она до тех пор, пока этот регион будет демонстрировать уверенный рост.
Куликов: Что я услышал в ваших словах? Мы двигаемся туда, понятно, сырьем и вооружением традиционно. Но вот вы сказали: "Самый большой и не до конца заполненный рынок". А с чем еще мы можем туда выйти? Ведь страны АТР - это мастерская всего остального мира, и они тоже экспортноориентированы.
Воскресенский: Я сейчас поясню. И в Китае, и в других странах Азии очень быстро растет средний класс. А средний класс - это потребитель. Потребитель всего.
Полностью слушайте в аудиоверсии.