Полный контакт Открыл соцсети - революция есть, закрыл - нет
Персоны
Хроники информационных войн. Гость - писатель, блогер Марина Юденич.
Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Шафран: С нами в этом часе - писатель, блогер Марина Юденич. Мы вас приветствуем.
Соловьёв: Марина не только писатель и блогер, но Марина еще и в Общественной палате Московской области занимает большую должность.
Марин, я увидел у вас уже не первый раз крайне любопытные статьи. Это странно называть как-то по-другому, потому что это реально статьи, исследования, такие серьёзные - серьёзные. При этом в зону вашего внимания попадает то, что крайне опасно, потому что вы рассматриваете разные аспекты информационной войны, притом говорите о технологии информационных войн.
Юденич: Потому что безумно интересно понять, как это происходит.
Соловьёв: Как давно вы занимаетесь такого рода темой, и что удалось выявить?
Юденич: Очень давно. Совершенно случайно я пришла в 2006 году в "Живой журнал", зарегистрировала блог, будучи неопытным юзером. И потом, в процессе того, как этот блог обрастал читателями, начинались дискуссии, а в 2006, 2007, 2008 году "Живой журнал" был площадкой дискуссионной, где действительно острые дискуссии шли. И в какой-то момент, ещё не погружаясь ни в какие технологии, стало понятно, что что-то не так. То есть всё это вроде как живая дискуссия идёт, но в какой-то момент в дискуссии появляется такой очень заметный тренд, который настойчиво продвигают. Собственно говоря, с того самого времени я стала отслеживать.
Вообще Интернет - это безумно интересный, я не знаю... социум.
Соловьёв: Конечно. Который наивные считают честным, справедливым и чистым.
Юденич: Честно, справедливо и всё. На самом деле, если я вижу, что какая-то идея слишком активно начинает продвигаться, не важно, с какой стороны, провластной - антивластной, не суть. Это технология. Сразу угадывается технология. И мне всегда интересно понять, как эта технология закручена. Кто начал. Вот главный вопрос - с кого пошло. Стало быть, кому выгодно, да? Как развивается, кто поддержал. Кто просто отретвитил, кто тупо отретвитил. Мы видим, когда включаются боты, то есть механизм, когда просто роботы. И мы видим, когда сами люди - ручками, лапками, с какими-то своими комментариями. И создаётся, в общем, картина мира, если честно, достаточно чёрно-белая.
Людей независимых, которые приходят в Сеть, чтобы получить информацию, поразмышлять и прийти к какому-то выводу, достаточно мало. В процентном соотношении, я думаю, где-то 25%. Остальные обитатели Сети разделены на два жёстких лагеря. Сейчас полутонов почти нет. Раньше они были. Либералы были более радикальные, ближе к власти, центристы, соответственно. Патриоты были квасными, мальчики с кашей в бороде, а были такие достаточно умеренно консервативные и так далее. Сейчас мир чёрно-белый. Сетевой. Я подчёркиваю, потому что, знаете, я в период всех Болотных, Сахаровых вывела формулу для себя, и ещё ни разу эта формула меня не подвела: открываешь Facebook - есть революция, закрываешь - нет революции. Поэтому когда я говорю о сетевом мире, не надо путать его с реальной жизнью. Реальная жизнь - она по другим законам развивается. А здесь сейчас жёстко: белые - красные, за Россию, за Путина, там за...
Соловьёв: Путин ведь стал уже давно ни в коей мере... То есть Путин ушёл от человека, от президента, сейчас де-факто это стало синонимично российской государственности.
Юденич: Абсолютно.
Соловьёв: Когда речь идёт о Сети.
Юденич: Абсолютно.
Соловьёв: Вопрос идёт простой. Поэтому, скорее, за государственность...
Юденич: Даже не за государственность. За страну. Государственность - это несколько всё-таки иное. За страну. То есть за Россию или против России. Всё! Водораздел проходит именно здесь.
Полностью слушайте в аудиоверсии.