Формула смысла Посадить человека в тюрьму - не самоцель
Персоны
Мораль и право. Конфискация имущества как мера наказания. Борьба с суррогатным алкоголем. Гость - официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Куликов: Достаточно много у нас вопросов и тем для обсуждения. Отдельно хотелось бы поговорить о таких категориях, как мораль и право. И мне почему-то кажется, что такой орган, как Следственный комитет, ровно где-то на этом пересечении должен работать. Потому что, с одной стороны, право, закон, легитимность, легальность - это основная структура, которая вашу деятельность задаёт, а с другой - без категории морали и соотношения с обществом в целом всё это часто становится общественно не признаваемым. Вот вы ведь всё время с этим имеете дело, и люди нам пишут: "Да, Маркин рассказывает всё хорошо, а на жизнь посмотришь, там не так всё хорошо".
Маркин: А где такое совпадение, там тогда идеальное общество. Значит, что такое мораль и право. Право - это форма морали, облечённая в определённую форму. Поэтому, естественно, любое законодательство основывается на принципах морали того или иного общества. Что касается темы, которую вы задали, если вы не возражаете, я начну наше утро с такого анекдота, который мне в своё время рассказали наши коллеги.
Приходит к духовнику человек и говорит: "Отче, вчера собирал гостей. Самых близких друзей позвал, собрал очень богатый стол. Посидели, поговорили, покушали, а вечером смотрю, пропали мои самые дорогие часы. На тумбочке лежали. Что мне делать?" Духовник говорит: "Да, тяжелый случай. Но я вот что советую: через недельку собери точно такой же состав гостей, собери такой же стол и перед тем, как сядете за стол, прочитай им 10 заповедей. А когда начнёшь читать заповеди и дойдёшь до "не укради" обязательно кто-то встанет и признается". Через неделю человек приходит довольный, с часами, показывает: "Вот часы. Спасибо отче, действительно помогло". "Ну, как было?" "Собрал тех же гостей, они, конечно, были довольны. Зачастил через неделю такие столы накрывать. Перед тем, как сели за стол, начал читать заповеди, а когда дошёл до заповеди "не прелюбодействуй", вспомнил, где оставил свои часы".
Если серьёзно говорить о такой сложной и в то же время простой, я считаю, категории, как взаимоотношения морали и права, то всё, что происходит в нашей стране, в нашем законодательстве должно, во всяком случае, основываться на моральных каких-то устоях, которые сегодня в нашем обществе присутствуют. С другой стороны, понимаете, тот период безвластия и вакханалии, который был в 90-е годы, он не мог не сказаться на том, что мы потеряли какие-то устои, какие-то основы морали, согласитесь. 90-е годы потрепали нашу страну не только в экономическом плане, но и в духовном. Когда был принцип: если ты такой умный, почему ты такой бедный?
Куликов: Почему ты бедный - да.
Маркин: Поэтому в своё время пришлось и подгонять где-то даже и правовые нормы, для того чтобы подтянуть какие-то моральные принципы, согласитесь.
Куликов: А вы считаете, уже изменился этот моральный принцип: если ты такой умный, почему такой бедный?
Маркин: Нет. Очень легко разрушить, но очень тяжело всё построить, естественно.
Куликов: По-прежнему наше общество является сильно разделённым. Есть такая топовая верхушка, которая может себе ни в чём не отказывать, и есть основное население страны.
Маркин: Будем более конкретно рассуждать на наших примерах. Мы давным-давно говорим о том, что в нашем законодательстве пора снова возвращаться к институту конфискации имущества.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"