Картинка

Формула смысла Польша сильно пострадала от немецкой Европы

15 января 2016, 09:07

Персоны

О "путинизации Польши": правда и вымыслы. Гость - польский политолог, журналист Якуб Корейба.

Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.

Подолян: В прошлом эфире в понедельник, когда мы говорили о Польше, слушатели требовали пригласить Якуба Корейбу, польского журналиста и политолога, в студию.

Куликов: Очень удачно. Спасибо, Якуб.

Корейба: Мне тоже очень приятно.

Куликов: Я знаю, что вы ненадолго приехали сейчас в Россию. Спасибо, что пришли к нам на программу. Так всё-таки "путинизация Польши" происходит?

Корейба: Конечно, происходит. Вопрос в том, хорошо это или плохо. Кстати говоря, очень интересно, что когда немец хочет обидеть поляков, говорит им, что их страна в чём-то похожа на Россию. Председатель Европарламента Мартин Шульц, который это сказал, наверное, не смог придумать ничего в своём понимании более обидного, сверхобидного. Вопрос в том, что путинизм при всех своих минусах, которые вы знаете, наверное, лучше меня, имеет свои плюсы. В том числе - как некое цивилизационное предложение, некий большой проект. Ведь людям-то во что-то надо верить.

И вот та модель управления страной, которая сложилась в России за последние 15 лет, несомненно, имеет какие-то свои плюсы. Особенно в сравнении с тем кризисным состоянием, в котором сейчас находится проект европейской интеграции, последние 15-20 лет. Нам всем в Европе казалось, что мы строим одну большую Европейскую Федерацию, а за последние несколько лет оказалось, что это не так. То есть мы это действительно строим, но это не работает. И сейчас постепенно все от этого застойного проекта отказываются, в том числе и Польша. И, естественно, европейской номенклатуре это не нравится. Потому что это деньги, это власть, это возможности, это перспективы. Я их понимаю. Но они, как говорится, на неправильной стороне истории.

Куликов: Это громкое выражение. Оно принадлежит Обаме, если я не ошибаюсь. Он у нас - специалист по правильной и неправильной стороне истории. Я здесь предпочитаю оставаться марксистом. В том смысле, что культурно-историческая практика покажет, кто был на какой стороне истории, и никак не раньше. Но всё-таки интересно, что в Польше происходит? Зачем эти изменения в конституцию? Зачем это огосударствление центральных каналов, которые были общественными, а теперь стали государственными? Ведь это то, кстати, за что, например, Польша в хоре других голосов всё время осуждала Россию, например. Вот ровно за это. "Нет у вас общественного телевидения. У вас все каналы государственные". Бах - Польша берёт и проводит огосударствление каналов.

Я, кстати, не говорю, что это плохо. Мне просто интересно разобраться, где логика, что произошло с ценностями. Может быть, нас либо обманывали в том, что это ценности, либо нас обманывали в том, что государственные каналы - это плохо. И как вообще поляки к этому относятся?

Корейба: Вы знаете, Россию очень во многом можно упрекнуть. Но одно для меня совершенно очевидно. Решения, которые касаются вашей страны, вашего народа, ваших людей, принимаются здесь. А в Польше ситуация по итогам 25 лет трансформации немножко другая. И я не думаю, что ситуация, в которой 70 процентов СМИ принадлежат иностранцам (в основном американцам и немцам), - это хорошо. Потому что, вы знаете, нам в 90-х и 2000-х говорили, что у капитала нет национальности.

Куликов: Враньё.

Корейба: Как оказывается, всё-таки она есть. Потому что когда в Германии ударил кризис, они начали сокращать рабочие места не у себя, а на своих заводах в Польше, в Чехии, в Венгрии и других странах. И, естественно, вся эта ситуация обрабатывается немецкими же СМИ и подаётся как что-то хорошее.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"

Формула смысла. Все выпуски

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация