Полный контакт Справедливость в экономике - это неравенство
Персоны
Справедливость как национальная идея и часть мобилизационной экономики. Проблемы валютных ипотечников. Гость - экономист Никита Кричевский.
Ведущие "Вестей ФМ" - Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
Шафран: Известно, что сила в правде, и русский человек без правды жить не может, но ещё он не может жить без идеи справедливости.
Кричевский: Это правда.
Шафран: Поэтому если несправедливо или как-то правды нет, не вдохновляется российский человек, русский человек - вот так вот правильно поставить вопрос.
Кричевский: Активно копаюсь в этимологии слова "справедливость", Анна Борисовна, и в смыслах этой категории применительно к нашей стране. При этом мы все понимаем, что справедливость - это понятие многоаспектное и простирается, скажем, от юстиции, если мы говорим об общественных науках, о правоведении, до экономики, до социальной сферы, до психологии. До таких вот наук, которые вроде бы к справедливости отношение имеют самое косвенное. Тем не менее, крайне интересный вопрос: что такое справедливость в экономике. Потому что что такое справедливость в праве, мы знаем. Юстиция - это в переводе с латыни как раз и есть та самая справедливость.
Шафран: Хотя есть ещё один такой момент, как "судить тебя по закону или по справедливости".
Кричевский: По закону или по справедливости?
Шафран: Ну, тонкость такая.
Кричевский: Это может быть обманная фраза. По закону или по справедливости, которая ставит изначально знак неравенства между правом и справедливостью. Хотя на самом деле...
Шафран: Нет, в идеалы, мы понимаем, совпадать должно.
Кричевский: Смысл существования общества как раз в конвергенции, то есть в сближении права и справедливости.
Шафран: Но как показывает практика и наш добрый Шота Олегович Горгадзе, который к нам приходит...
Соловьёв: Нет, это речь вообще не о практике, это о самом принципе. Потому что то, что справедливо, не всегда законно. И здесь проблема в том, то закон определяет систему отношений между неким средним гражданином и государством, либо друг с другом, а справедливость зачастую требует учитывать миллионы нюансов. Поэтому иногда бывает, что вот что-то законно, но не справедливо, а бывает справедливо, но незаконно. Ну, например, месть за погибшего ребенка.
Кричевский: Кровная месть.
Соловьёв: Там кровная месть. Ну, что-то случилось...
Кричевский: Которая никогда не будет закреплена в праве.
Соловьёв: Конечно. Да.
Кричевский: Тем не менее, она считается неформально общественно-справедливым деянием.
Соловьёв: Ну, вот этот разрыв как-то... Потому что понятие справедливости относится к понятию морально-этическому, это несколько другое.
Кричевский: В том числе.
Соловьёв: Конечно. Так же, как оно строится на понятии греховно - не греховно. А это вообще возможно только, если есть религиозная доктрина.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"