Формула смысла Никто не знает, что такое пропаганда
Персоны
Битва за умы и души: как ведутся современные информационные войны? Гость - генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
Подолян: У нас в гостях - Дмитрий Киселёв. Ну, конечно, куда без вопросов о том, что вы - рупор пропаганды.
Киселёв: Пропаганда - это таинственное слово. Никто не знает, что это такое. Определения нет. Как только вы пытаетесь что-то объяснить, можно сказать, что пропаганда. Пропаганда - это такой же... Вот приходится общаться с западными коллегами, и они говорят: "Вот вы - пропаганда. Хватит заниматься пропагандой". Давайте определимся: мы занимаемся профессиональной деятельностью. И вы тоже, как журналисты. Если вы занимаетесь пропагандой, то и мы занимаемся пропагандой. Если вы пропагандой не занимаетесь, то и мы не занимаемся пропагандой. Это такая же штука, как шпион и разведчик. Мы просто коллеги. А пропаганда стала неким ругательным словом.
Но мне кажется, сейчас мир нуждается в том, чтобы его объяснять. И нам друг другу, и говорить о своём видении. Я считаю, что да, журналист должен высказывать свою точку зрения, не скрывать свои взгляды, и только тогда он будет понятен и будет вызывать либо не вызывать доверие у публики.
Дмитрий Киселев в гостях у "Формулы смысла"
Я действительно веду авторскую программу. И самое простое, что можно сказать, - сказать, что это какая-то там пропаганда. Но это бессодержательное высказывание, это просто ругательство-обзывалка.
Куликов: Пропаганда ведь по понятию - это просто распространение.
Киселёв: Просто распространение. Это такая пустышка, на самом деле, само по себе слово, которая не относится к делу. Я готов обсуждать любые тезисы по существу. А когда меня начинают обзывать, скажем, содомитом и гомофобом одновременно, то тяжело как-то с этим иметь дело. Хочется пожать плечами...
Куликов: Но невозможно к этому отнестись, потому что не понятно, что оппоненты имеют в виду.
Киселёв: Да.
Куликов: Но мне кажется, вы придерживаетесь этой позиции, которую тоже с вашей коллегой Маргаритой Симоньян я обсуждал. Точка зрения заключается в следующем. Журналистика в принципе не бывает нейтральной.
Подолян: Этому учат только на журфаке на первом курсе.
Куликов: Ну, да.
Киселёв: Чему учат? Что она нейтральна?
Куликов: Да, что она нейтральна.
Подолян: Что она должна быть нейтральной в идеале.
Куликов: Мне кажется, это один из величайших обманов XX века. За этим обманом, его специально создавали, чтобы люди думали, что она нейтральна. А на самом деле, конечно же, это мощнейшее средство влияния на умы.
Киселёв: Ну, конечно. Причём его создавали специально для нас. Вот вы должны быть нейтральны. Вот мы нейтральными не будем. Нам можно, а вам нельзя. Ну, она не может быть нейтральной даже теоретически. Поскольку любой выпуск новостей, любой журнал, любая передача, даже любая книга, даже любая энциклопедия, любой носитель информации - это отобранная информация. Если вы отбираете, вы уже нейтральны. То есть у вас должен быть принцип отбора. Существует принцип отбора в журнале. Он диктуется редакционной политикой. Существует принцип отбора в журнале Playboy. Есть вещи, которые там не будут никогда опубликованы. А существует принцип отбора на радиостанции "Свобода", например, либо в газете The New York Times. Всегда существует принцип отбора. Принцип отбора - это уже не нейтральность.
А второй этаж - это когда мы называем вещи, когда мы используем какие-то термины. Опять же, либо разведчик, либо шпион. Кто он? Ополченец? Террорист? Или кто там дальше? Партизан? Как только мы даём название, мы сразу окрашиваем. Какая здесь нейтральность? Минуточку. Поэтому, слушайте, объективно. Вообще, нужна ли России, нужна ли миру объективность? Объективность нужна в расследовании авиакатастрофы - это да. Объективность нужна на уроке химии и в технике - безусловно. Нужна ли попытка объективности в самооценке? - Да. В стране, в статистике? - Да. Но если говорить о журналистике или о каких-то человеческих отношениях... Представьте себе, что вы пригласили... Какой-то молодой человек пригласил девушку в романтической ситуации на лавочке в парке, кладёт ей руку на колено и говорит: "Я давно хотел сказать тебе, что, понимаешь ли, отношусь к тебе объективно".
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Смотрите видеотрансляцию из студии "Вестей ФМ"