Актуально Проект новой конституции для Сирии
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.
Россия предложила участникам переговоров по урегулированию сирийского конфликта проект новой конституции Сирии. В нашем МИДе подчеркивают, что предложенный текст – это отправная точка для дискуссий. Какие из предложенных идей в проекте конституции вызовут наибольшие споры у противоборствующих сторон? Против каких идей они могут сплотиться и вместе выступать?
В студии – директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Аркадьевич Багдасаров.
Судя по тем выдержкам из проекта конституции, что попали в СМИ, Россия выступает как переговорщик, который не даёт привилегий ни одной из сторон. Тут и целостная страна, не разделённая на какие-то части, что это светская страна и т.д. Начнём с курдов. Как говорят, предлагается создать на территории САР курдскую автономию. Есть вообще возможность реализовать курдскую автономию на территории современной Сирии?
С. Багдасаров: На самом деле явочным путём она оформлена. Называется она, правда, несколько иначе. Они пока ещё не объявили о том, что это территориальное образование имеет свою конституцию, но тоже уже обсуждают конституцию своего территориального образования. Называется оно Федерация Северной Сирии. Под ней подразумевается многонациональное, многорелигиозное государство. Там определяется, что высшим органом власти будет Ассамблея. В неё будут входить представители всех коренных народов, проживающих на её территории: курды, арабы, ассирийцы, армяне, туркмены и черкесы. В федерации будут три религии, которые и сейчас существуют. Это ислам, христианство и езиды. Существуют уже элементы местного самоуправления, уже есть предтеча собственной армии, которая будет базироваться на определённых призывных нормах. То есть, автономия фактически уже создана. И это далеко не культурная автономия. Реально вся атрибутика практически независимого государства есть.
При этом курды и их лидер Салех Муслим говорят, что они готовы с Дамаском заключить соглашение, которое будет подтверждать федеральную сущность государства. Получается, что курды от чего-то могут отказаться, а от чего-то нет.
Россия фактически пытается предотвратить тот самый конфликт, который может возникнуть между курдским образованием и центральным правительством, предлагая в конституцию включить пункт об автономии курдов?
С. Багдасаров: От этого уже никуда не деться. Как по-другому? Ликвидировать? Отряды самообороны Партии "Демократический союз", являющейся основой Сирийского демократического союза, эти вооружённые формирования объединяют несколько десятков тысяч человек, хорошо обученных и закалённых в боях. Именно они брали и взяли военную столицу Исламского государства город Манбидж. Что, воевать с ними? Бессмысленно. Я бы этого никому не рекомендовал и не завидовал бы. Поэтому надо договариваться о чём-то. Естественно, встанет вопрос о существовании силовых структур. Там, кроме отрядов самообороны, есть силы безопасности "Асаиш" и так далее. Это сложнейшая проблема.
Есть три варианта решения сирийской проблемы.
Один вариант (несбыточный) – вернуть всё к 2011 году. Но для этого надо много ресурсов, много чего ещё, надо воевать, да кому это нужно?
Второй и третий варианты – это, по сути, признать, что Сирия как единое территориальное государство уже не существует. Поэтому один из вариантов, который предлагается как наиболее реальный: формально Сирия будет единым государством, которое будет представлено в международных органах, в том числе в ООН. А реально это будет государственное образование, очень похожее на современный Ирак, в котором Иракский Курдистан просуществовал какое-то время как автономия без особых проблем. Но в последние 10 лет эти проблемы нарастают и нарастают, и сейчас они уже говорят о возможной независимости Иракского Курдистана. Так вот, некий путь такой, как в Ираке.
Окончание беседы с экспертом слушайте в аудиофайле.