Актуально Итоги недели. "Актуально - с Еленой Щедруновой"
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.
Сегодня подводим итоги недели с генеральным директором Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрием Орловым.
Уходящая неделя прошла под знаком указов и заявлений нового президента США Д. Трампа и межсирийских переговоров в Астане.
Мировую повестку и в какой-то мере внутриполитическую российскую сделал на этой неделе президент США Д. Трамп. Тут и жесткие меры против мигрантов, и ухудшение отношений с мэрами крупных американских городов, которые отказываются выполнять указ президента, и строительство стены с Мексикой на фоне жёсткого конфликта с президентом Мексики Энри́ке Пе́ньей Нье́то, и отношения с Россией вместе с возможным обсуждением снятий санкций во время его телефонного разговора с В. Путиным 28 января.
Если удастся договориться о снятии санкций с России, то это будет новостью номер один. Но даже если произойдёт возобновление сотрудничества в деле борьбы с исламским терроризмом, то это тоже уже будет серьёзным сдвигом.
Тема санкций – это не тема России. Но это тема России в том смысле, что снятие санкций значительно упрощает диалог с США и ЕС. При этом Россия не торгуется о своей внутренней или внешней политике в обмен на снятие санкций. Вы их снимите, диалог будет более благоприятным, но так чтобы мы меняли что-то в обмен на снятие санкций, об этом речи не идёт. Снятие санкций – это предварительное условие для нормального диалога.
И, скорее, будут непубличные консультации. Любые действия воспринимаются населением или элитами только, если они публично заявлены. Если будет со стороны США заявлено, что они снимают санкции, то последующие действия в сфере борьбы с ИГ и в сфере ядерного разоружения можно обсуждать. Сделок между Россией и США может быть множество, но само снятие санкций не является предметом для обсуждения в жанре сделки.
Иногда нужно принять какие-то решения, которые резко улучшают взаимоотношения между странами, и Д. Трамп, если он примет решение о снятии санкций, будет с подарком для В. Путина. Д. Трампу с таким подарком в любом доме будут рады, а уж тем более в нашем. Но он может снять только часть санкций в порядке указного законодательства. И все равно это будет прекрасный шаг навстречу.
Главное для Д. Трампа – это борьба с терроризмом. Но, как известно, борьба с терроризмом в конечном итоге приходит к теме баланса сил и зон контроля, и по этому поводу, конечно, необходим диалог. Сейчас Россия находится в сильной позиции для начала такого диалога. Американские военные устали от квазивоенных авантюр США в целом ряде стран и территорий. И для них сейчас как раз спокойный режим взаимодействия с Россией вполне востребован. За силовую эскалацию выступали, прежде всего, силы, связанные с американским ВПК, а не армия как таковая.
Будет ли обсуждаться тема Украины в первом разговоре? Помните фразу Франсуа Фийона о том, что нужно решить украинский вопрос. Я понимаю её так, что "решить" в логике закрыть тему с Крымом. Так ли её понимает Д. Трамп? В ходе избирательной кампании он заявлял, что может это обсуждать. Для Б. Обамы это был не предмет обсуждения. Санкции были введены, чтобы понудить Россию к тому, чтобы та отказалась от признания референдума в Крыму. На мой взгляд, есть основания полагать, что Д. Трамп пойдёт на то, что санкции могут быть сняты с сохранением каких-то претензий по поводу украинской ситуации. Но здесь главное ведь не претензии, а санкции. Оценки могут сохраниться, но при этом США планируют выстраивать диалог.
Украина со своей стороны делает телодвижения, чтобы не выпасть из повестки дня. На востоке страны опять начинает обостряться обстановка. У П. Порошенко после встречи в Давосе, где представители украинской элиты, в том числе и антироссийски настроенные, намекали довольно негативно о перспективах П. Порошенко, о том, что существует запрос на его замену. Пётр Порошенко чувствует себя фигурой отчасти отыгранной, а для отыгранной фигуры какая возможность вновь стать сильным игроком или попытаться стать сильным игроком? Это эскалация конфликта.
Что делать Востоку Украины? Ему не стоит поддаваться на провокации. Тем более, что сейчас радикально меняется ситуация во взаимоотношениях России и США. США, наверное, проанализируют свои траты на Украину, будут выясняться их эффективность. То есть, будет проводиться аудит всего того, что Америка Украине предоставляла. И до того, пока это не завершится, действия в отношении Украины предприниматься не будут.
От Востока Украины требуется спокойствие и демонстрация того, что элиты Луганской и Донецкой республик готовы к проведению выборов, к стабилизации, к мирной жизни. Нужно демонстрировать адекватность, способность провести выборы и отвечать за эту территорию. Вопросы политические, вопросы суверенитета, реинтеграции с Украиной – это вопросы следующие.
Сирия и межсирийские переговоры в Астане. Сам формат переговоров в Астане был совершенно позитивен. Переговоры, проходящие в Минске и Астане – в зоне геополитических интересов России, показывают масштаб влияния России на процессы в соответствующих регионах.
Основной треугольник, где принимаются решения по Сирии, – это Иран, Турция и Россия. США были представлены в Астане послом США в Казахстане в жанре наблюдателя. Но не думаю, что России удастся выключить как-то США из этого процесса. Она этого и не хочет, задача такая не ставится. США, конечно, будут участвовать в переговорах по Сирии и из переговорного процесса ни в коем случае их нельзя выталкивать, потому что это приведёт к тому, что интересы важнейшего участника не будут учтены. Это потом может подтолкнуть его к агрессии, к неприятию, к финансированию той же оппозиции.
Вообще то, что сирийская оппозиция приехала на переговоры в Астану, означает, что маятник влияния на Ближнем Востоке находится на нашей стороне. Конечно, сегодняшнее влияние России на Ближнем Востоке нужно, во-первых, максимально использовать в самом этом регионе: укреплять влияние в тройке Иран-Россия-Турция, усиливать влияние на Б. Асада и на оппозицию. Потому что мы живём в эпоху торга, как говорит Д. Трамп. А когда ты живёшь в эпоху торга и торгуешься, это значит, что у тебя должны быть неплохие аргументы в торговле, карты посильнее. Поэтому Россия накачивает политические мускулы на Ближнем Востоке. И будет хорошо, если в переговорах с США по борьбе с терроризмом Россия покажет эти самые реальные политические мускулы и будет убедительно выглядеть. Кроме того, Россия была и может и сегодня стать посредником во взаимоотношениях между США и Ираном. И это ещё один предмет для серьёзных переговоров и усиления переговорной позиции России. В диалоге должны быть все.
Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.