Формула смысла США остались державой №1, но они уже не всемогущи
Персоны
Сирия, Россия и США.
Гость - директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамин Попов.
Ведущие - Дмитрий Куликов, Ольга Подолян.
Попов: В сирийском кризисе, как в капле воды, отражается вся система международных отношений. Она переходная. Мы переходим от однополярного мира к многополярному. Мы переходим - действительно сложный процесс - к переформатированию международных отношений. Это изменение баланса сил. Это все очень интересно проследить на Сирии. Если Соединенные Штаты после распада Советского союза были державой номер один, всемогущей - они остались державой номер один, но они уже не всемогущие. Вот это очень трудно понимает американская элита. То есть где-то, видимо, умом она это понимает, но смириться с этим не может.
И вот в этой связи совершенно поразительно, вот если проследить буквально в течение нескольких минут историю вот этого сирийского кризиса, то просто удивительные метаморфозы и такие повороты, которые просто даже иногда поражают бывалых людей. Например, когда сирийский кризис развернулся, то американцы занимали такую же жесткую позицию, как и сейчас. Обама говорил о красных линиях, которые нельзя пересечь, а Клинтон раза три, это минимум, публично говорила, что дни Асада сочтены, сейчас буквально еще немного, еще чуть-чуть, и все будет уже кончено. И когда все это "немного, чуть-чуть" затянулось, то они вдруг действительно поменяли тактику.
Сначала, пожалуй, еще одну вещь скажу. Знаете, мы с ними начали обсуждать это и выработали тот документ, который лег в основу сейчас всех переговоров по Сирии. Это коммюнике 30 июня 2012 года в Женеве. Во-первых, это показало, что только Лавров знает как следует устав ООН, потому что все остальные министры иностранных дел не очень были осведомлены. Так, в общем, все представляют этот устав ООН, а он знает наизусть, причем на русском и английском языках. В конце концов, приняли этот документ. И этот документ был очень сбалансированный. Действительно, это то, что Лаврову удалось, это - образец дипломатического искусства. Потому что потом, как только мы их попросили: давайте мы этот документ, вы все подписали, пять великих держав и плюс еще другие государства, давайте примем в качестве резолюции Совета Безопасности, будет основополагающий принцип для дальнейшего продвижения вперед. И они сказали: нет. Потому что когда они приехали, министры иностранных дел, их в своих столицах начали критиковать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.