Железная логика Немецкий народ лишён права на прямую демократию
Персоны
Политическая ситуация в Германии: как долго Меркель будет оставаться канцлером? Насколько серьёзна проблема беженцев? Гость Сергея Михеева и Сергея Корнеевского в эфире "Вестей ФМ" - заместитель руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Екатерина Тимошенкова.
Михеев: Начнём прям вот сразу с места в карьер. Так вот, когда же уйдёт Меркель?
Тимошенкова: О, хороший вопрос. У немцев поэтому есть очень такой смешной политический анекдот, смысл которого заключается в том, что "я буду править вами вечно". Так отвечает в конце этого анекдота Ангела Меркель, и, в общем-то, она имеет на это полное право. Потому что если, положа руку на сердце, причём на сердце эксперта, если Меркель захочет ещё раз выставить свою кандидатуру на пост канцлера, она сможет это сделать. Потому что, во-первых, у неё есть поддержка партии, во-вторых, сейчас пока нет той фигуры, которая могла бы объединить эту партию против Меркель. И, как ни странно это звучит, несмотря на то, что она уже последний год и активно последние 6 месяцев демонстрирует нам минимум, по оценкам различных институтов, которые проводят социологические опросы, минимум, скажем так, поддержки со стороны своих граждан, тем не менее, её поддерживают больше, чем других кандидатов. Чем, например, Зигмара Габриэля - вице-канцлера, чем того же Хорста ы Зеехофера, который с ней спорит. Более того, эксперты считают, что вот этот вот процент, более 30, где-то 33%, который собирает партия ХДС, которую возглавляет Ангела Меркель, этот процент благодаря Ангеле Меркель партия демонстрирует. Потому что если бы не было Ангелы Меркель, ХДС была бы в ещё худшем положении, несмотря на то, что это партия, которая проводит курс против мигрантов, которые не нравятся большинству населения.
Михеев: А можно для слушателей небольшой ликбез, потому что я уверен, что у нас далеко не все понимают, как вообще канцлером становятся в Германии. Может быть, некоторые думают, что их там выбирают, как президентов на выборах и так далее.
Корнеевский: Наивные.
Михеев: Если можно, вот так вот крупными мазками, схематично. Так как же всё-таки в Германии происходит формирование верховной власти? Как тот или иной человек становится канцлером, в связи с чем, и каков расклад на сегодня? Понятно, что это в первую очередь зависит от партийного расклада. Вот каков партийный расклад на сегодня? Вы немножко уже об этом сказали, но вот, если можно, чуть поподробнее. То есть сначала схема, потом нынешняя ситуация. У Меркель же вот этот час иск настанет через год где-то?
Тимошенкова: Да. Это будет сентябрь 2017 года, возможно, 25 сентября.
Михеев: Ну, и вот, давайте подойдём к прогнозу потом так вот тихо.
Тимошенкова: Хорошо. Если говорить схематично и самое главное, то после Второй мировой войны, когда принималась эта конституция, основной механизм, который пытались отцы-основатели основного закона (в Германии это по-прежнему основной закон, а не конституция, что подчёркивает, скажем так, временность этого характера), они приняли решение сделать основной закон так, чтобы он не повторил ошибок Веймарской республики. Чтобы не смог прийти к власти второй Гитлер. Для этого функции президента были очень сильно ослаблены, и основные полномочия на себя должен брать канцлер. Но дело в том...
Михеев: То есть глава правительства.
Тимошенкова: Глава правительства, да. Но для того, чтобы избежать, скажем так, появления харизматичного лидера, который может повести за собой массы, и повести именно в правом, националистическом направлении, немецкое население, или немецкий народ, практически не имеет право на прямую демократию. То есть они могут проводить свои плебисциты на уровне земли, на уровне региона, но только в двух случаях возможно прямое голосование на федеральном уровне. Это когда речь идёт об образовании новых земель, в общем-то, о новом территориальном делении, или о внесении изменений в конституцию, то есть в основной закон. Канцлер и президент прямым способом не выбираются.
Полностью слушайте в аудиоверсии.