Картинка

Железная логика Россия и США очень похожи. А общих интересов - нет

30 января 2017, 16:05

Персоны

Телефонный разговор Путина с Трампом. Визит Терезы Мэй в США и её советы Трампу. И др. темы.

Гость - кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктория Журавлева

Ведущие - Сергей МихеевСергей Корнеевский.

Михеев: Мне кажется, Горбачев настолько хотел понравиться американцам - это моя версия - что его эта страсть погубила. Не только американцам, но и Западу вообще. Он за эти вещи просто-напросто готов был на все и, в общем-то, он все и сделал в итоге. Пусть, может быть, даже не злому умыслу, а так случилось. Но в итоге он так хотел всему миру понравиться. И он понравился на каком-то этапе, да, но довольно быстро пришлось расплачиваться за это, то есть понравился он, а расплачивались все остальные. Мне кажется, что вот такие советы - они ни к чему совершенно не ведут, и здесь или Тереза Мэй чего-то не понимает, или это просто, знаете, "ради красного словца не пожалеет и отца": вот посоветую-ка я Трампу разговаривать с Путиным, как Рейган с Горбачевым - глядишь, меня и процитируют. И так ведь она угадала.

Журавлева: Я думаю, что здесь - намек на то, что каким-то образом так Рейган воздействовал на Горбачева, что в результате Горбачев, как вы говорите, был готов отдать все и согласиться на все, лишь бы с ним взаимодействовать. То есть здесь намек именно на то, что Соединенные Штаты должны разговаривать с Россией с позиции силы и добиваться своих целей.

Михеев: Ну, заодно и обманывать, как обманывали Горбачева. Но, опять же, мне кажется, у нас уже все-таки какой-то опыт за эти годы поднакопился, и мы не готовы им уж так нравиться.

Корнеевский: Иммунитет.

Журавлева: У нас сейчас - принципиально другой вектор внешней политики, он вообще не нацелен на то, чтобы нравиться, как мне кажется. У нас вот наконец-то появились и в стратегии, и в поведении слова "национальные интересы" - правда, очень часто ими слишком бравируем, но в фокусе у нас теперь - национальные интересы и попытка выстраивать внешнюю политику вокруг этих национальных интересов, что, в общем, сближает нас в очередной раз с Соединенными Штатами. Почему нам так сложно с ними взаимодействовать? Потому что парадоксально, но мы очень похожи, причем похожи в представлении самих себя и в представлении друг о друге, и в представлении о мировой реальности, вернее, о том месте, которое мы в мировой реальности занимаем.

Михеев: Ну, может быть. Кстати, мне тоже интересно по поводу общих интересов. Иногда встречаешься с людьми, которые говорят, у нас нет никаких общих интересов, иногда встречаешься с людьми - особенно прозападного склада - они говорят: у нас - масса общих интересов. Ну, вот, если честно, какие у нас общие интересы? Хорошо, вот борьба с терроризмом, это все ясно, и то там - масса такого двойного дна, что просто даже туда углубляться долго... Вот Трамп, с одной стороны, ограничил миграцию, с другой стороны, Саудовскую Аравию поддерживает, продолжает заигрывать. А какие еще общие интересы у нас с американцами?

Журавлева: Я как раз думаю, что у нас с общими интересами - проблема.

Михеев: Их и нет, мне кажется.

Журавлева: Этого-то нам и не хватает для прочных отношений. То есть если, например, сравнивать с отношениями США и Европы, есть у них взаимодействие экономическое, торговое, общие ценности, как американцы любят говорить, общее представление о том, каким должен быть мир - это их очень сближает. У нас, да, есть повестка безопасности, которая всегда была в российско-американских, в советско-американских отношениях вынужденно в результате ядерного статуса обеих держав, в результате держав стран-победителей, эта повестка была, это было единственное, что составляло суть наших отношений. В результате отношения - очень неустойчивые, и мы регулярно впадаем, падаем в конфликт просто при каждой удобной возможности, потому что другого базиса у нас в отношениях нет.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация