Сигналы точного времени В память о Виталии Чуркине…

21 февраля 2017, 12:23

Флаги у здания в центре Нью-Йорка, где располагается российское и белорусское постпредство, приспущены. Здесь, на рабочем месте, 20 февраля, примерно, в 9.30 утра Виталию Чуркину стало плохо с сердцем. Без сознания на скорой его отвезли в реанимацию, но врачи оказались бессильны. 21 февраля Виталию Ивановичу должно было исполниться всего 65 лет.

На дипломатической работе Виталий Иванович более 40 лет - с тех пор, как в 1974 закончил МГИМО. Дипломатов такого класса и опыта в России да и в мире - единицы.

Политический обозреватель ВГТРК Николай Мамулашвили - о том, каким выдающимся человеком был Виталий Чуркин.

История нашего государства так сложилась, что российские дипломаты всегда были на переднем крае обороны. А иногда становились последней линией, отделяющей "холодную" войну от "горячей". Виталий Иванович Чуркин занимал пост постоянного представителя РФ при ООН с 2006 года. И все последние годы он действительно был на этой передовой, на переднем крае, принимал на себя нападки западных коллег, которые часто отходили от языка дипломатии и переходили на язык ультиматумов, всегда стойко держал удары и с достоинством отстаивал честь России.

Н. Мамулашвили: За последние 15 лет я был на всех Генеральных Ассамблеях ООН. Естественно, вчера мы с журналистами мидовского пула созванивались, много говорили, и все были в шоке. Хочу подчеркнуть, что не было ни одного телефонного звонка, в котором бы чувствовался профессиональный интерес журналиста. Все звонки были простыми, человеческими звонками людей, которые потеряли, если не друга или близкого человека, то хорошего знакомого. Потому что Виталия Ивановича очень любили и уважали. Просто в это не хочется верить.

21 февраля В.И. Чуркину могло бы исполниться 65 лет, не дожил одного дня до своего дня рождения. Но он ежедневно присутствовал в российских семьях по телевизору, по радио, в газетах. В связи с последними событиями очень поразила реакция всех, с кем он до этого пикировался, причём очень остро, на трибунах ООН.  Абсолютно все его коллеги высказали своё сожаление в связи с постигшей утратой.

Н. Мамулашвили: Директор департамента информации и печати МИДа России Мария Захарова назвала В.И. Чуркина великим дипломатом и яркой личностью. Дело в том, что она в своё время работала вместе с В.И. Чуркиным в ООН.

М. Захарова: Для всех это шок. Понимаете, слова "скорбим", "соболезнуем", "утрата", "потеря" – это всё вообще не про него и не про нас. У нас семья. Он – родной человек и не просто родной, а тот самый родной человек, который вкалывал каждый день, показывая просто какие-то чудеса дипломатической работы. Как он это делал? Это загадка. Но в этом суть его таланта, харизмы, профессионализма, который оттачивался, знаний, фантастического кругозора, понимания исторического момента, понимания, что ты на передовой, а за тобой страна.

И при этом я хочу отметить очень важную вещь, о которой я, может быть, имею право сегодня сказать. Это был человек очень широких взглядов. Это был человек, который прекрасно понимал цели и задачи, которые ставят перед ним страна, государство и руководство.  Но при этом он всегда имел своё собственное мнение, свой собственный взгляд и никогда не боялся их отстаивать. Это уникальное качество!

Н. Мамулашвили: Виталий Иванович был постпредом довольно долго – 10 лет. Обычно на этой должности люди работают три, четыре, максимум пять лет. Работа во всех отношениях сложная. Позиция представителя страны при ООН – одна из самых сложных и тяжёлых в дипломатической службе, а в России это ещё и огромная ответственность. Дело в том, что РФ является ещё и постоянным членом СБ ООН.

Представьте себе, человек просто работает Чрезвычайным и Полномочным послом в какой-то определённой стране. И он представляет интересы России в этой стране. А здесь ООН, больше 150 стран. И представлять интересы России нужно перед всей планетой. Причём постоянно отстаивать интересы, последовательно общаться с людьми, говорить и объяснять им, что к чему и почему. Это действительно очень сложная работа. И то, что В.И. Чуркин задержался на этом посту больше 10 лет, говорит о многом. И, прежде всего, о том, что человек действительно находился на своём месте и прекрасно делал свою работу.

Не всё складывалось гладко в Организации Объединённых Наций, особенно на заседаниях Совета Безопасности. Я имел возможность наблюдать это лично, потому что были конфликтные ситуации, "горячие" точки, другие сложности, и поэтому Виталий Иванович очень часто выступал довольно жёстко.

В.И. Чуркин: Если бы нам нужна была проповедь, мы пошли бы в церковь. Если бы мы хотели слышать стихи, мы пошли бы в театр.

Представитель Соединённого Королевства патетически восклицал: "Прекратите сейчас!". Действительно, прекратите сейчас поддерживать разный сброд по всему миру – экстремистов, террористов и разных прочих любителей раскачать ситуацию в той или иной стране. Вообще прекратите вмешиваться в дела других суверенных государств.

Вы не имеете никакого права судить о положении Российской Федерации в Совете Безопасности. Что вы воду пытаетесь замутить? Все вы там говорите: Россия – то, Россия – сё, как будто нет этих людей, которые воюют за свои права и отстаивают свои права на востоке Украины.

Появился генеральный прокурор, который тоже представитель известной партии, и сказал, что во всём виноваты предыдущие власти. И вот они вам что-то обещают, кто-то из них, и вы это принимаете как бы сразу за истину. Что вы такие наивные, что ли? Вы такие наивные?

В конституции США прозвучали такие замечательные исторические слова: "Мы – народ".

Н. Мамулашвили: Слушая Виталия Ивановича, я вспомнил, что в своё время он Саманте Пауэр, спецпредставителю США при ООН, в ответ на её жёсткое выступление, сказал, что она – не мать Тереза и что она представляет страну с сомнительным послужным списком. Кажется, это было ещё в 2015 году во время выступления П. Порошенко. Естественно, его выступление было…  Знаете, не хочу давать оценок, но любой нормальный человек встал бы и вышел. Потому что там не просто была антироссийская риторика, это было очень агрессивное выступление П. Порошенко. И В.И. Чуркин в знак протеста встал и вышел.

Вообще считается, что послы – народ закрытый. И не потому, что они не хотят общаться с представителями общественности или СМИ. Просто у них очень мало времени, всё расписано по минутам.

•  На связи – Елена Чинкова, корреспондент отдела международной политики газеты "Комсомольская правда". Она встречалась с Виталием Чуркиным.

В своё время вам удалось поговорить с Виталием Ивановичем обо всём. У вас состоялся разговор, что называется, за жизнь.

Е. Чинкова: Да. Это был апрель 2014 года. Виталий Иванович тогда прилетел в Москву. Удивился моему дерзкому звонку на его личный мобильный, но выкроил время для общения. Буквально через пару часов мне поступил ответный звонок. Он сказал, что обострилась ситуация в Славянске и он экстренно возвращается назад. И всё-таки не отказал во встрече. Мы второпях пообщались в кабинете Владимира Соловьёва прямо перед прямым эфиром и отъездом В.И. Чуркина в аэропорт.

Он тогда признался, что накал страстей в тот момент был гораздо сильнее, если сравнивать ситуацию с августом 2008 года, благодарил россиян за поддержку. Естественно, мы говорили о его речах, которые расхватывались на цитаты и крылатые выражения. Он признался, что часть из них – это экспромты, а часть – это домашние заготовки.

Я не могла не спросить о его актёрской карьере, возможных новых ролях, потому что многие знают, что Виталий Иванович в детстве активно снимался в кино. И вот, что он мне дословно тогда сказал, что не жалеет, что избрал дипломатическую карьеру и что его друг Борис Токарев, с ним они снимались в фильме "Синяя тетрадь", продолжил актёрскую карьеру, стал кинорежиссёром. В. Чуркин: "Я ему время от времени говорю, когда же ты мне дашь какую-нибудь роль. Но, к сожалению, роль мне так и не дали. Конечно, я говорю это, шутя, актёрских амбиций у меня нет".

Вспоминали мы, разумеется, и Саманту Пауэр, тогдашнего постпреда США при ООН и главную противницу В.И. Чуркина. Он рассказал о знаменитой фотографии, на которой Саманта нависла над ним в угрожающей позе. Сказал, что на самом деле она подошла тогда и сказала что-то совершенно банальное. Ни он, ни она даже не помнят что. И потом она удивлялась, почему её поза оказалась такой агрессивной. Также сказала, что ей надо поработать над своей жестикуляцией. И в дальнейшем остерегалась к нему подходить при камерах.

Насколько Виталий Иванович был человеком, открытым к общению? Насколько он был готов разговаривать о своей личной жизни? Насколько он был доброжелателен?

Е. Чинкова: Он был очень доброжелателен и открыт настолько, насколько это позволяет себе дипломат, особенно такого уровня. Что касается личной жизни, я и вопросов тогда таких не задавала. Единственное, о чём спросила, как отражается конфликт с Украиной на его связях с этой страной? Потому что мы видим, как, начиная с 2014 года, идёт раскол по семьям, по дружеским связям. И он сказал, что ему, к счастью, удалось сохранить все дружеские контакты со своими близкими на Украине.

И ещё была такая памятная история в январе 2017 года. В Вашингтоне Саманта Пауэр выступала с прощальной речью, полностью её посвятив России как главной угрозе. Я присутствовала тогда в группе российских журналистов, приехавших на освещение инаугурации Дональда Трампа, сидела в первом ряду. С. Пауэр знала, что мы в зале, она собрала предварительно наши вопросы, мы надеялись с ней пообщаться. В итоге она назвала нас "храбрыми", правда, мы не поняли, в чём наша храбрость, сделала с нами селфи и общаться категорически отказалась. Вдогонку я всё же попросила её помощников добиться ответа на самый безобидный, чисто человеческий вопрос, будут ли она скучать после своего ухода по Виталию Чуркину? Но тогда С. Пауэр не снизошла. Однако сейчас мы видим, что всё по-другому. Вот цитата, которую она вчера оставила в Твиттере: "Опустошена новостями об уходе российского постпреда, маэстро дипломатии, глубоко заботливого человека, который делал всё, что мог, для наведения мостов между разногласиями США и России".

•  На связи – директор департамента информации и печати МИД Мария Владимировна Захарова.

Вы работали с Виталием Ивановичем в Нью-Йорке. Кажется, это был 2008 год и даже раньше…

М. Захарова: Я была назначена в Нью-Йорк в качестве пресс-секретаря постпредства в 2005 году. Начала работать при Андрее Ивановиче Денисове, а в 2006 году туда был назначен Виталий Иванович Чуркин в качестве постоянного представителя России при ООН. Это было весной, перед майскими праздниками. Я очень хорошо помню первые мгновения, когда я его увидела. Это было не в первый раз, когда его видела вот так вот лицом к лицу. В первый раз я была совсем юным работником, была направлена в Канаду, в городок Уистлер, где проходило министерское заседание Арктического совета. Тогда Виталий Иванович был послом России в Канаде. И вот там, это было начало 2000-х годов, я увидела его в первый раз. И, честно говоря, тогда, конечно, я бы не поверила, если бы мне сказали, что я когда-нибудь стану его пресс-секретарём, буду с ним работать, потому что он уже был легендой. Но вот так сложилась жизнь, что с 2006 по 2008 годы мы работали с ним вместе. Ну, как "работали вместе"? Под его началом, под его руководством.

Вы назвали его легендарным дипломатом…

Н. Мамулашвили: Вы знаете, и этого мало. Потому что, во-первых, я здесь выражаю и своё мнение, и, как мне кажется, аккумулированное, обобщённое мнение людей, которые его знали, которые с ним работали, причём неважно, по какую сторону  баррикад они с ним находились. Люди, которые являлись его жесточайшими оппонентами за столом переговоров, все как один признавали и признали вчера и сегодня, что он действительно был великим дипломатом. Это особая история, когда оппоненты (а мы так называем людей, с которыми не согласны, с которыми, бывает, находимся в некой схватке), люди, находящие по другую сторону от некой виртуальной линии, признают за человеком качество великого профессионала. Это значит, так оно и есть.

Полностью передачу слушайте в аудиофайле.

Сигналы точного времени. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Час с психологом

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация