Авторские материалы Сносить нельзя ремонтировать
Персоны
Владимир Путин считает, что столичные "хрущевки" нужно не ремонтировать, а сносить. По словам президента, это было бы самым правильным решением. "Вопрос только в возможностях столицы, в бюджетных возможностях и в возможностях привлечения инвесторов", - так Путин отреагировал на доклад мэра Москвы Сергея Собянина. В нем говорится, что в столице сохраняется большое количество "некомфортного и, по большому счету, ветхого жилья". Таким образом речь идет уже о всех "хрущевках", а не только о так называемых "сносимых сериях". Подробнее - обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
До сих пор под ликвидацию попадали московские пятиэтажки "первого периода индустриального домостроения". И касалось это только панельных домов "сносимых серий" типа К-7 - без балконов, без лифта, по 3 квартиры на этаже. Первоначально снос планировалось завершить к 2010 году. Но переселение затянулось. Программа эта не окончена и сейчас. Хотя таких домов в Москве осталось несколько десятков. Их должны ликвидировать в этом и будущем году. Но проблема остается. Дело в том, что значительная часть хрущёвских домов несносимых серий по комфортности немногим лучше сносимых. По данным мэра Москвы Сергея Собянина, за все время переселили 160 тысяч московских семей. 6 миллионов квадратных метров. Это более чем за 20 лет. Хрущевских пятиэтажек несносимых серий гораздо больше. По оценкам Собянина, это примерно 25 миллионов квадратных метров. В них проживает 1 миллион 600 тысяч москвичей. То есть таких домов в 5 раз больше, чем тех, что уже снесли. Цифра колоссальная.
Ранее в подобных "хрущёвках" планировали провести капитальный ремонт. Жители вносят на эти цели деньги, но на собранные средства отремонтировать все будет трудно, считает Собянин. По его словам, балконы "провисают", их можно только срезать. Центральное отопление вмонтировано прямо в стены, и чтобы отремонтировать трубы, надо все выломать либо разместить отопление внутри жилых помещений, что уменьшит и так небольшое пространство. Канализация также вмонтирована в стены. Чтобы ее отремонтировать, надо снести перегородки между квартирами или вынести стояк. Но выносить некуда. Помимо этого, в "хрущевках" нет полноценных подвалов. Во время ремонта нужно вскрывать полы на первых этажах. Сами стены находятся в очень плохом состоянии. На фасадах расходятся швы. В общем, по словам Собянина, "печальное зрелище". И дальше будет только хуже, говорит руководитель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству Степан Орлов.
ОРЛОВ: В перспективе они станут просто небезопасными для москвичей, которые живут в таких домах. Капитальный ремонт практически невозможен. Он не решает ни одной из проблем москвичей, которые живут в таких домах. Более того, капитальный ремонт может создать дополнительные проблемы. Какая-то реконструкция, надстрой - это тоже только единичные случаи. Если капитальный ремонт, какая-то реконструкция или реновация невозможны, значит, можно только сносить такие дома. И строить новое комфортабельное жилье, куда и переселять жильцов".
Зачастую капитальный ремонт в хрущевских домах невозможно провести без отселения жильцов, поясняет председатель Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству общественной палаты Москвы Александр Козлов.
КОЗЛОВ: Стояки холодного и горячего водоснабжения проходят между стенами двух квартир, и для того, чтобы произвести их замену, требуется снести эту стенку, и тогда жители двух соседних квартир фактически видят друг друга. Здесь надо понимать, что вкладывать средства капитального ремонта в такие пятиэтажные дома просто нецелесообразно.
Главные вопросы - сможет ли Москва потянуть такую масштабную программу сноса ветхого жилья и где найти источники финансирования. Примеров глубокой реконструкции таких домов в России совсем немного. Да и не все они удачные. К примеру, в Уфе в "хрущёвке" надстроили два этажа. Занималась этим чешская строительная фирма. Но проект оказался нерентабельным. Кстати, "хрущёвки" есть и в бывших соцстранах. В Германии, Чехии и Словакии их реконструируют. Но те дома оказались добротнее наших. Да и климат в России более суровый, что неминуемо отражается на износе зданий.