Железная логика Казахстан не идеален, но предсказуем
Персоны
Визит Путина в Таджикистан, Киргизию и Казахстан. Эту и другие темы в эфире "Вестей ФМ" обсуждают Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.
КОРНЕЕВСКИЙ: А как у нас вообще отношения с этими странами, Сергей Александрович?
МИХЕЕВ: Вот этот визит в Среднюю Азию, кстати, довольно давно этого не было, это примечательное событие. Там три страны – Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, по-нашему, Киргизия, - в каждой из стран разная ситуация. Но все три страны объединяются тем, что они входят в различные интеграционные объединения и являются активными участниками разных интеграционных проектов. Это касается и Евразийского экономического союза, и ОДКБ – Организации договора о коллективной безопасности, поэтому, в общем-то, это наши, так скажем, союзники, по крайней мере, по формальным признакам – это точно. Если говорить о Казахстане, ситуация в отношениях с этой страной достаточно стабильная, предсказуемая, это один из главных партнеров по всем интеграционным образованиям. Еще раз напомню, что в свое время на самом деле первым, официально, на высшем уровне, идею евразийской интеграции на постсоветском пространстве высказал именно президент Назарбаев, по-моему, он это сделал, находясь в Москве и выступая в МГУ. Это было еще при Ельцине. Но эта идея почему-то тогда у российского руководства особой поддержки не нашла, но о ней вспомнили с приходом к власти Путина, и она стала более активно развиваться. В итоге, последние годы были отмечены такими бурными изменениями в этом деле: появился сначала Таможенный союз, потом Евразийско-экономический союз, который, между прочим, даже за короткое время дал определенный положительный результат. Сейчас есть определенный спад товарооборота – это объективно, но связано это с общими кризисными явлениями: и с режимом санкций, и с падением цен на углеводороды, потому что, например, для Казахстана – это тоже основная статья доходов – это торговля нефтью, газом и нефтепродуктами. Мы в той же степени страдаем от падения цен, и в той же степени, между прочим, заинтересованы в диверсификации экономики, и в том, чтобы развивать не сырьевые, не нефтегазовые отрасли экономики. Существуют ли какие-то проблемы в отношениях с Казахстаном? Да, конечно, существуют. Но я считаю, что если взять постсоветское пространство в целом, то на данный момент из всех бывших советских республик с Казахстаном у нас наиболее стабильные и предсказуемые отношения. Еще раз говорю, это не значит, что у нас нет проблем, это не значит, что на самом деле в Казахстане все прекрасно, это вовсе не об этом речь, но если по некоей шкале разложить, я считаю, что у нас с Казахстаном самые предсказуемые отношения. И есть взаимопонимание, есть некий общий язык. Есть это понимание и на высшем уровне, есть это понимание и на уровне тех, кто контактирует по практическим проектам. С Таджикистаном, который находится на границе с Афганистаном, – для тех, кто уже забыл…
КОРНЕЕВСКИЙ: Хорошее такое место…
МИХЕЕВ: И с Казахстаном на самом деле границы не имеет, если вспомните карту, то на самом деле идет так: Казахстан, если с севера на юг, Киргизия, и затем – Таджикистан. Но вроде бы как сначала Путин летит в Алма-Ату. Кстати, интересно, что он будет встречаться именно в Алма-Ате, а не в Астане, а Алма-Ата – это советская столица Казахстана, Казахской ССР, кстати, кто не в курсе, это казачья станица Верный.
КОРНЕЕВСКИЙ: То есть, мы тут какой-то символ можем усмотреть или нет?
МИХЕЕВ: Я не думаю, что здесь это символ, но для тех, кто не в курсе… Алма-Ата появилась как станица Верный, когда туда в свое время послали казаков, образовалось казачество. Там были какие-то населенные пункты – несомненно, но города там не было. Вот город начался с казачьей станицы Верный.
Полностью слушайте в аудиоверсии.