Железная логика Французы разочаровались в своих политиках
Персоны
О ситуации во Франции в преддверии выборов Сергей Михеев и Сергей Корнеевский беседуют с ведущим научным сотрудником Института Европы РАН Сергеем Федоровым.
МИХЕЕВ: Мне кажется, такой резкой, неожиданной, грязной и такой эмоционально окрашенной кампании мы давно там не видели.
ФЕДОРОВ: Ну, действительно, удивляются все, даже французы, видавшие виды, что называется. Хотя, конечно, и в прошлом были финансовые скандалы, разоблачения. Достаточно вспомнить "Валери" ... Жестена и бриллианты Бокассы, который он якобы получил от африканского деятеля.
МИХЕЕВ: Это людоед который был? Центрально-Африканская республика.
ФЕДОРОВ: Совершенно верно! Это было где-то в конце 80-х годов, если я не ошибаюсь. Но, тем не менее, действительно по накалу, по непредсказуемости и по грязноте - что-то мы не припомним подобного рода, по крайней мере, по сравнению с другими выборными кампаниями. Такого еще не было! Трамп то ли все нарушил, французского Обломова все перевернул, но что-то происходит действительно непонятное!
МИХЕЕВ: Но отчего такой накал? Чем вызван такой накал страстей?
ФЕДОРОВ: Вы знаете, я думаю, накал страстей вызван несколькими причинами. Вряд ли мы одной причиной здесь ограничимся, одним фактором. Во-первых, мне представляется, что та политическая элита – правоцентристы и социалисты, которые в течение многих десятилетий чередовались у власти, у руля государства, находятся в кризисе. И не способны предложить стране какой-то курс, который вызвал бы интерес у избирателя. Вот это касается, в особенности, социалистов. Правление Франсуа Олланда, как бы это помягче сказать, употребив дипломатический язык, но, прямо скажем, не удалось. Итоги, мягко говоря, неутешительные. Первый момент. И второй момент: мне представляется, что как раз теряет политическая элита связь с реальностью, пытается ухватиться за исчезающую власть. С другой стороны, мы видим, что события, которые происходят в Европе – миграционный кризис, вот эта посткризисная Европа тоже изменилась, как и весь мир. Поэтому нужны какие-то новые силы, новые идеи, которые способны придать людям какую-то уверенность, ну, если хотите, свет маяка, куда можно было бы направить движение.
И еще один немаловажный момент – это разочарование французов политиками вообще. Достаточно сказать, что только 12 процентов доверяют партиям, которые существуют. Люди просто отвергают существующую политическую систему, все эти скандалы и прочее, и прочее, и хотят чего-то нового. Вот эта жажда перемен, жажда какой-то стабильности, я уж не говорю о том, что евроскептицизм и прочие вещи, связанные с интеграцией миграционного поколения – все вот эти вещи в совокупности приводят вот к такой неразберихе и сложному очень положению, которое мы наблюдаем сейчас во Франции, да и в других странах.
Полностью слушайте в аудиоверсии.