Формула смысла "Поворот на Восток" дал результаты
Персоны
Развитие мировой торговли и экономики. Гость - заместитель министра экономического развития России Станислав Воскресенский.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Начну совсем не с того, что мы планировали для разговора. Вот, как говорят на сленге, Трампа "переобули". Во внешней политике и военно-политических действиях, понятно, будем дальше это анализировать. Но Трамп ведь призывал к тому, что Америка превыше всего, и всю мировую экономику надо повернуть в интересах Америки, и главная сила здесь – здоровый, серьёзный протекционизм. Это вызывало ненависть глобалистского лобби и транснациональных корпораций. Как экономиста вас спрошу, как специалиста по мировой экономике, заставят его "переобуться" и в области протекционизма, будет сворачивать всё? Опять у нас будет Транстихоокеанское партнёрство, Трансатлантическое партнёрство, и, в принципе, жизнь наладится для глобалистов?
ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Давайте мы вот с чего начнём. Тут дело не в Трампе, это их дело, не думаю, что стоит это комментировать, а дело в том, на каком этапе находится развитие мировой торговли, мировой экономики. А оно, безусловно, находится на этапе новой волны протекционизма. Могу приоткрыть небольшую тайну. В прошлом году была встреча – саммит АТЭС – в ноябре в Лиме, там была закрытая встреча главы МВФ Кристин Лагард с лидерами стран. И на этой встрече она абсолютно откровенно призывала не то, чтобы воздержаться от протекционизма, этого даже не происходило, она призывала не переусердствовать с протекционизмом, понимая, что мир входит в новую волну протекционизма. В чём это выражается? Это выражается в рекордных падениях темпов мировой торговли уже в прошлом году. Это рекордное падение со времён финансового кризиса 2008-2009 годов. Поэтому этот протекционизм – это есть некоторая новая нормальность, и она не особо связана с какими-то политическими изменениями в отдельных странах.
КУЛИКОВ: Но это означает, что будут формироваться региональные блоки, региональные союзы или всё это дойдёт до того, что страны будут отгораживаться и очень сильно фильтровать всю систему экономических международных взаимодействий?
ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Вот что мы видим. Торговать стало сложнее в целом в мировой экономике. А что касается конкретно США, сейчас пока трудно сказать, какая будет последовательно политика, но по первым сигналам они выстраивают не крупные региональные соглашения, а скорее двусторонние соглашения, то есть между отдельными странами, взамен каких-то крупных блоках (Трансатлантическое, Транстихоокеанское партнёрство), которые пока затормозились. Что для нас, собственно говоря, это означает, что у нас есть амбиция по наращиванию несырьевого экспорта.
Рост несырьевого экспорта должен быть одним из факторов повышенных темпов экономического роста. Как говорилось в фильме "Тот самый Мюнхгаузен", барон любил, чтобы потруднее. То есть мы эту задачу себе ставим в такой период, когда в целом страны огораживаются.
Полностью слушайте в аудиоверсии.