За кадром В. Никитина: дублёр или каскадёр?

14 апреля 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится  на своём месте.

Гость в студии – Варвара Никитина, профессиональный постановщик трюков, одна из первых в России женщин-каскадёров.

И мы говорим об этой красивой, но довольно сложной профессии, о том, как работают каскадёры и почему порой женщины хотят заниматься этой, на первый взгляд, чисто мужской работой.

Работа каскадёра довольно сложная и опасная. В принципе всегда есть угроза жизни и здоровью. Я слышал, что на Западе и в Америке у каскадёров довольно жёсткие правила страхования. А как дело обстоит в России? Насколько отечественные каскадёры защищены, если, не дай бог, что-то пойдёт не так на съёмочной площадке?

В. Никитина: У нас каскадёры застрахованы. Помимо того, что я – каскадёр-постановщик трюков, я ещё веду социальную работу, являюсь вице-президентом Гильдии каскадёров России (президент – Александр Иванович Иншаков). И как раз Гильдия нацелена на то, чтобы все каскадёры имели страховку и были социально защищены. Мы сейчас прописали стандарт профессии, которого раньше не было. Всякие подобные моменты там учтены и работают. Если каскадёр, например, травмируется, он получает страховую премию.

Страховая премия, будь это каскадёр или не каскадёр, положена, но в России со страховыми компаниями всё не просто. Не конкретно в связи с нашей профессией, а вообще в стране. И, что касается страховых премий, понятно, всегда есть какие-то моменты, чтобы их можно было урезать.

Но у нас существует каскадёрское братство. Если в каскадёрской среде с кем-то что-то случается, несмотря на то, что трюковые группы являются конкурентами, конкуренция у нас здоровая, как в спорте, помогут.

Много ли в России актёров, которые сами выполняют трюки? Насколько известно, Жан-Поль Бельмондо сам выполнял трюки, Жан Маре… А как обстоят дела сейчас? Приветствуется, когда актёр сам выполняет трюки?

В. Никитина: У Жана Маре был личный дублёр, каскадёр Жиль Деламар (Gil Delamare). И считалось, что Жан Маре во многом обязан своей славой этому своему каскадёру Жилю Деламару.

То есть, это легенда, что Жан Маре сам выполнял трюки?

В. Никитина: На этот вопрос могу сказать так: и у нашего "бога" Джеки Чана (Jackie Chan) тоже есть дублёр. И это правильно. Так должно быть.

Что касается российского кино… У нас много актёров и актрис, которые говорят, что они сами выполняют трюки. Это всегда обидно. Я не буду называть их фамилии, потому что бог им судья. Но я назову других актёров, которые точно сами выполняют трюки. Более того, мы учредили специальный приз от Гильдии каскадёров России, который ежегодно вручаем актёру, выполняющему трюки самостоятельно. Хорошо это или плохо? Да, это всегда хорошо для кадра. Зритель у нас давно не дурак. И он всегда видит, где есть дублёр, а где нет дублёра. А если он видит лицо актёра, видит трюк и понимает, что это не монтажная склейка, а полный кадр, то всегда этот кадр дорогого стоит. Поэтому если актёр подготовлен, если он к нам ходит в зал на репетиции, где мы с ним репетируем какие-то трюковые сцены, он может выполнить трюк при должной страховке профессиональной каскадёрской группы. Своим призом мы награждали Игоря Петренко. Он замечательно выполняет трюки на каждой съёмке, себя не жалеет. Ему наш каскадёрский респект. Кроме того, награждали Анатолия Белого, Кирилла Плетнёва, конечно, Максима Матвеева, Александра Домогарова – за общий вклад, он вообще очень много трюков сделал. Мы награждали этим призом также актрис: Лизу Боярскую, например. Лично с ней я работала на многих проектах. Она вообще такая большая трудяга и умница! Помимо того, что она смелая, она ещё очень терпеливая, и никакой звёздности у неё.

Сегодня много ли в России женщин-каскадёров? И если да, они на равных с коллегами-мужчинами работают на съёмочной площадке? Или, быть может, каскадёры-мужчины проявляют внимание и заботу к женщинам, этакое джентльменство? Или всё-таки все на равных?

В. Никитина: Что касается количества, женщин-каскадёров в России, конечно, не много. Думаю, что на всю страну профессиональных каскадёрш, может быть, человек двадцать. Это те девушки, кто являются каскадёрами-универсалами и которые делают и высотные, и конные, и подводные, и автомобильные трюки, и риггинг, и с тросами.

Что касается отношений на площадке во время трюков, вообще, каскадёры – джентльмены и романтики в душе. Это такие большие дети. Большинство из них. И за это я их обожаю и люблю. С ними не скучно, интересно, и джентльменство у них в крови. Но сколько бы мы ни прикидывались, что в этой мужской профессии мы с мужчинами на равных, мы все равно не на равных. Например, всегда, если надо перетащить какое-то железо, парни на площадке не позволят мне этого сделать и сделают это за меня.

Что касается исполнения трюков, то тут, конечно, на равных. Но когда я только пришла в профессию (мы были ещё девушками, пытались занять место среди каскадёров и доказать, что мы можем), был такой момент: если ты сделал какой-то трюк слабее, чем мужчина, сразу говорили, потому что баба. Если бы так сделал парень, ему бы просто сказали, что у него сегодня погода нелётная. Ответственность была настолько высокая, что мы просто бились за "металл" изо всех сил. Сейчас мужчины-каскадёры поняли, что мы есть, что мы можем и что мы трюки можем выполнять абсолютно на равных. Просто когда есть какая-то физически тяжёлая работа, не в смысле выносливости, а в смысле подъёма тяжестей, нам это сделать, конечно, сложнее.

А есть ли некая специализация у каскадёров? Например, некоторые предпочитают трюки с огнём, другие прыгают с высоты, кто-то любит делать конные трюки?

В. Никитина: Условно она есть, но вообще ценятся, конечно… Что такое каскадёр-профессионал для меня? Это каскадёр-универсал.

Он должен уметь всё?

В. Никитина: Он должен уметь всё. Единственное, у нас отдельно каскадёры-конники, потому что у них свои подготовленные под трюки лошади. Обычно у всех этих каскадёров-профессионалов есть свои конные базы. То есть, они больше специализируются на конных трюках. Остальные каскадёры, которые не конники, должны делать всё.

Я где-то читал, что отечественные каскадёры-конники (и советская школа, и российская) считаются лучшими в мире?

В. Никитина: Есть просто гениальные каскадёры-конники. Я обожаю этих людей, я дружна с ними с советского кино. У нас есть Евгений Богородский и Орлан Монгуш. Это просто гениальные конники. Был такой случай, который очень мне нравится, когда продавали одного жеребца. Дело происходило в Испании. Конь был таким норовистым, что его не могли вывести из денника, просто он никого к себе не подпускал. А жеребец был из России, я сейчас не назову породу, не очень в этом разбираюсь, и готовил его наш конник. И никто в Испании не мог его вывести. Причём пытались это сделать и кнутом, и пряником. Ничего не получалось. Пришлось вызвать нашего конника в Испанию. Он прилетел туда, испанцы все вокруг стоят, а какие-то миллионы за этого жеребца давали, и они его спрашивают, что ему нужно: кнут, ещё что-то. Наш конник с русским словом на букву "б" просто зашёл к жеребцу и сказал тому: "Ты чего тут вытворяешь?!" И этот жеребец от голоса этого человека, просто от его харизмы, встал по стойке "смирно" и сделал всё, что от него требовалось. И был, в конце концов, продан. Это, конечно, не трюк. Но в трюках, я считаю, равных нашим конникам нет ни в Голливуде, нигде ещё.

Самые сложные трюки, которые вам приходилось выполнять?

В. Никитина: Всегда, когда задают этот вопрос, от меня, наверное, ждут рассказа о том, как я делала какой-то головокружительный трюк. А я вообще с детства боюсь высоты. Поэтому все трюки, связанный с высотой, для меня сложны. Это для меня каждый раз преодоление. Я была в Севастополе, в Крыму, и там входила в горящий дом. Для меня это не то, что бы "халтурка" какая-то, но мне это сделать легко, я не напрягаюсь. Трюки за рулём? Иногда напрягаюсь, когда очень дорогой автомобиль. Не так давно мне пришлось водить автомобиль, который стоил 11 миллионов.

Его надо было разбивать?

В. Никитина: В том-то и проблема. Разбивать – это не сложно. Сложно, чтобы на нём царапины не было, когда делаешь на нём точные проезды в автомобильной массовке или лихо разворачиваешься. Вот это сложно. Многие мужчины-каскадёры, я видела, напрягаются, когда делают переворот машины. Для меня это было как развлечение.

А правда, что иногда пользуются таким приёмом: для того чтобы машина переворачивалась много-много раз, под её днище закладывают взрывчатку?

В. Никитина: Да. Есть такие пневматические взрывы. Но это не для того, чтобы машина переворачивалась много-много раз. А если ставится задача, чтобы её высоко выбросило, например. А то, о чём вы говорите, это как раз трюк, который я делала. Это так называемый "переворот с козы". Устанавливается специальный трамплин, машина вылетает с него и может переворачиваться очень много-много раз, всё зависит от скорости захода на трамплин и от угла этого трамплина.

Как обычно складываются взаимоотношения между каскадёрами и актёрами? Кстати, вы много раз использовали слово "дублёр". Так что правильнее: дублёр или каскадёр?

В. Никитина: Дублёр – это более широкое понятие. Например, снимается какая-нибудь звезда с большим гонораром, и в кадры, в которых не видно лица, берётся дублёр, не каскадёр, а просто актёр, похожий на эту звезду. И в Голливуде, и в России эта практика часто применяется. Это вот дублёр. А каскадёр может оказаться запросто и актёром. Например, я играла роль зэчки в тюрьме, которая всех там мочит. Сейчас вышел сериал. Ужасно, конечно, я уже пожалела, что в этой роли снялась. В сериалах, чтобы роль не дублировать, пошли по простому пути. Бывает, что ты исполняешь и актёрскую роль, и делаешь трюк в кадре, никого не дублируя. А бывает, что дублируешь. Соответственно, дублёры подбираются по похожести, в основном, по параметрическим данным. Тогда мы являемся дублёрами актёров.

Отношения между каскадёрами и актёрами в большинстве своём хорошие. У меня очень много друзей-актёров. Профессионалы высокого класса – самодостаточные люди. Они как раз всегда с благодарностью относятся к каскадёрам, потому что мы как бы помогаем сделать их роль лучше, а образ круче. А бывают такие звёздные молодые актёры, которые считают, что я тут актёр, а ты никто. Хотя понятно, что он один в год в кино, а я уже третий десяток. В общем, по-разному всё. Но в основном они, особенно актёры старой гвардии, прекрасно относятся к каскадёрам.

Допустим, актёр по сценарию – подросток. Кого берут?

В. Никитина: Как раз сегодня исполняет трюк 10-летний мальчик. Съёмки проходят в Абхазии. Нам позвонили и спросили, есть ли у нас дети-каскадёры? Хотя это странный вопрос. С одной стороны, их не может быть априори, потому что каскадёру надо сколько-то учиться. Но у нас есть дети-каскадёры. Есть такой замечательный постановщик трюков Юра Сысоев. У него четверо детей, двое из которых – каскадёры. И один из них по имени Вася, он у меня уже очень много снимался, абсолютный Каскадёр Каскадёрович. Он лет с трёх снимался в "Ералаше", дублировал там всех детей, которым надо было где-то упасть, где-то повисеть. Он уже и горел, и прочие трюки выполнял. И вот сейчас в Абхазии он тоже дублирует мальчика. Дети-каскадёры – это, в основном, каскадёрские дети, которые растут на площадке. Также было в своё время и с моей дочкой, которая в 9 лет уже прыгала с третьего этажа в фильме "Юленька" у Саши Стриженова.

Я почему-то думал, что, когда такая роль и на неё требуется каскадёр, обычно находят каскадёра-женщину невысокого роста, переодевают и гримируют под подростка?

В. Никитина: Такое тоже бывает. Но берут тогда, когда никого не нашли. У нас есть две девушки, прекрасные, симпатичные, но у них рост 1 метр 50 см с небольшим, и вот они действительно иногда дублируют подростков.

А по закону та деятельность, о которой вы рассказали, для детей 10-12 лет не возбраняется? К чему я подвожу? Как-то раз в этой же самой студии сидел знаменитый дрессировщик тигров Артур Багдасаров, который рассказал, что стал заходить в клетку к тиграм с подачи отца, который был известным в стране дрессировщиком, с 12 или с 13 лет. И когда отец привёз все соответствующие документы в Госцирк, ему сказали, что работать с тиграми ребёнку нельзя, до 18 лет исключено. На что отец сказал, какая разница, когда его сына сожрут тигры: в 12 лет или в 18 лет? А у вас как всё обстоит?

В. Никитина: Я не юрист, не могу точно сказать: возбраняется это или не возбраняется. Хочу сказать о другом. Я уже сказала, что моя дочь прыгала и что сейчас на съёмках дублёром выступает парень, и мы, родители, отвечаем за своих детей. И, конечно, трюк, в котором должны быть задействованы дети, я для своей дочери подготовлю так, как никому другому. Если же я буду осознавать, что вероятность получения ею травмы составляет даже 10 процентов, я её не допущу к выполнению этого трюка. Хотя я была категорически против, чтобы вообще моя дочь пошла по каскадёрской стезе. И, слава богу, что она, имея массу навыков, пройдя цирковое училище, не выбрала профессию каскадёра.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Татьяна Бондаренко.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация