Авторские материалы Любимый Трус. К 100-летию Георгия Вицина
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского артиста Георгия Вицина. Он запомнился всем по роли Труса в троице из комедий Леонида Гайдая, хотя за жизнь сыграл десятки других, не менее ярких ролей. О лучших из них напоминает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Георгий Михайлович Вицин родился на свет в апреле беспокойного 1917 года, между двумя революциями, близ Петрограда. Когда семья переехала в Москву, мать будущего артиста устроилась билетершей в Колонный зал Дома Союзов; школьник Вицин уже тогда начинал ходить в театры и кино, а еще сам играл на самодеятельной сцене. Так что выбор профессии был несложным: в 1933-м он поступил в Театральное училище при Малом театре.
Всю жизнь Вицин служил в театре, большую ее часть - в театре Ермоловой. Но, конечно, зрители знают его лучше в качестве выдающегося киноактера. Дебютировал он у самого Эйзенштейна в "Иване Грозном" - в эпизодической роли опричника; как Вицин ее сыграл, по его собственному признанию, он не запомнил. В начале 1950-х он снимается в больших биографических фильмах - "Композиторе Глинке" у Александрова и "Белинском" у Козинцева: в обоих играет роль Николая Гоголя, с которым действительно у него было отдаленное внешнее сходство. Его же он сыграл в экранизации собственной гоголевской повести "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Роли, впрочем, были небольшими.
В 1961-м наступает прорыв. Молодой комедиограф Леонид Гайдай, уже работавший с Вициным в своем "Женихе с того света", придумывает три амплуа, три маски для своих бурлескных короткометражек, по сути, наследующих фарсам немого кино: "Пес Барбос и необыкновенный кросс" и "Самогонщики". Строгий обстоятельный Бывалый - Евгений Моргунов, наивный глуповатый Балбес - Юрий Никулин и застенчивый интеллигент - Трус: его-то и сыграл Вицин. Троица, перешедшая в "Операцию Ы" и "Кавказскую пленницу", превратилась в самых популярных героев не только кино, но и фольклора. Все три типажа были угаданы безупречно и стали символами даже не 1960-х, но всей советской эпохи.
Вицин именно тогда превратился в артиста комедии, и иначе его мало кто воспринимал. Хотя и в этом качестве он был всегда разным - в любимой народом экранизации Островского "Женитьба Бальзаминова", у Эльдара Рязанова в "Дайте жалобную книгу", в криминальной комедии "Джентльмены удачи". Снимался Вицин и в сказках: сыграл, к примеру, контрастные роли - злого волшебника в "Сказке о потерянном времени" Александра Птушко и доброго волшебника в "Старой, старой сказке" у Надежды Кошеверовой. Потом были еще "Тень", "Пока бьют часы", "Финист - ясный сокол", "Синяя птица", ну, и еще сказка для взрослых - приключенческая "Земля Санникова", где участие Вицина было довольно неожиданным.
Артист безупречной органики и обаяния, шекспировского диапазона и редких человеческих качеств, он стал настоящим любимцем публики. И остается им до сих пор.