Авторские материалы Всё смешалось в дамских гардеробных
Персоны
Столетию революции посвящается. Как менялась Россия, когда уже перестала быть царской, но еще не выросла в Страну Советов? Переворот в быту изучаем с Татьяной Григорьянц на "Вестях ФМ".
Пожалуй, ничто так не изменила революция, как женщину. Она пока еще в юбке, но все чаще предпочитает брюки свободного покроя – один из признаков равенства с мужчинами. Коротко стриженная, с прядями прямых волос, из под заломленной набок кепке. В гимнастерке с портупеей и в сапогах. Нередко ее действительно нельзя было отличить от мужчины. Помните, знаменитый эпизод у Булгакова в "Собачьем сердце", когда профессор Преображенский не очень понимает, с кем разговаривает:
- Во-первых, мы не господа!
- Во-первых, вы мужчина или женщина?
- Какая разница, товарищ?!
- Я – женщина!
А ведь еще буквально несколько лет назад гремел "Золотой век моды", как признают сегодня все дизайнеры мира время перед Первой мировой войной. Время роскоши, пышности декора, обилия бижутерии, меха, перьев и роскошных тканей. Дамы, конечно, были главным украшением любой гостиной.
Укутанные в пышные бальные наряды сидели они в богатых залах или медленно проплывали по ним. Масса оборок, кружева, шлейф платья, ложившийся веером вокруг туфель, тянулись за ними. Женские наряды для дам высшего круга шили в основном на заказ. У каждой модницы была своя портниха, к которой приезжали регулярно перед началом очередного сезона, собрать новый гардероб и поделиться сплетнями. Нередко портнихи знали многие сердечные тайны своих клиенток – на том, порой, и держались их постоянные заказчицы.
Платья для дома, для выхода за покупками, вечерние туалеты – одеть даму было делом нелегким: наряды требовались почти на каждый случай жизни. Не могла женщина себе позволить в утреннем туалете садиться за обеденный стол. Утреннее платье – для похода за покупками, домашних дел. В обед надевали уже более официальное и строгое. А вечером можно было выйти в парадном наряде с открытым декольте.
Пикантной деталью был особый тугой корсет, который придавал женской фигуре S-образную форму. Впрочем, именно в начале XX века дамы все чаще начинают предпочитать свободные, так называемые мягкие корсеты, или вовсе отказываются от них в повседневной жизни, надевая лишь под вечерние туалеты.
В противовес корсетам появляются свободные платья "реформ", основу которого шел покрой японского кимоно. Чему особенно радовались в движении за эмансипацию женщин, активно набиравшее популярность перед Первой мировой войной.
Впрочем, с началом 1917 года все смешалось и в дамских гардеробных. Одежда в большинстве своем комбинировалась, донашивалась, старые платья приспосабливали под новое время. А некоторые старые части гардероба вдохновляли на изобретение новых. Например, до революции были в моде высокие женские ботинки из серой замши с черными лаковыми носками и каблуками. Они побудили к появлению высоких гетр для женщин. О чем упоминал в своей поэме "12" Александр Блок: "Гетры серые носила?".
Одной из примечательных деталей женского костюма стала куртка кожанка. Спецодежда шоферов и авиаторов очень пришлась кстати в новом облике дам (но и не только, конечно, дам). А все из-за своей прочности. Хотя достать кожанку было нелегко. Да и вопрос – откуда в скудные первые годы советской власти могло взяться столько одинаковых курток из отменной кожи? Есть версия, что они были отшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для пилотов императорского военно-воздушного флота. Правда, в таком масштабе кожанки в Первую мировую не были столь востребованы. А во время революции склады, где они хранились, случайно нашли красные и раздали чекистам, да комиссарам в качестве униформы. Но довольно скоро кожанку стремились заполучить и представители среднего класса и молодежь, чтобы подчеркнуть свое приобщение к пролетарской культуре.
В те же революционные годы женщина впервые надела военный мундир, но об этом – в наших следующих выпусках.