Формула смысла Санкции в Арктике не работают
Персоны
Преимущества российских компаний в разработке ресурсов Арктики вопреки санкциям. Гость - гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Я прочел несколько твоих статей за последнее время о нашей компании "Роснефть", в частности, о том, что "Роснефть" делает в Арктике, и о тех показателях, которых компания добилась, потому что, на мой взгляд, это очень интересно.
МУХИН: Подчеркну, в условиях санкций.
КУЛИКОВ: Да, в свете санкций. Можем ли мы работать в условиях санкций в чувствительных областях? И насколько нам это удается?
МУХИН: Я вообще убежден, что санкции – это нечестная конкуренция. Потому что они вводятся, как правило, в обход Совбеза ООН, они вводятся в чувствительных для России отраслях и призваны ослабить наши компании. Ведь в свое время Владимир Путин обращал внимание на то, что российским компаниям необходимо капитализацию доводить до мирового уровня. Собственно, ряд наших компаний, в их числе "Роснефть", по этому пути идут.
Пошли. И в 2014 году случилось, что называется, удивительное. Вашингтонский обком решил наказать Россию. А наказать он ее решил, ограничив доступ к технологиям, запрещая сервисным компаниям, которые, кстати, имели до этого и имеют до сих пор прибыльный бизнес в России, заниматься им. И все это, честно говоря, выглядело очень печально на фоне разговоров о свободном рынке, о том, что необходима конкуренция и так далее. Возник так называемый когнитивный диссонанс. Надо сказать, что за эти 3-4 года российские компании, в том числе "Роснефть", довольно успешно прошли путь по адаптации к этим санкциям. Прежде всего это касалось работы в арктическом шельфе. Потому что там без западных технологий работать вообще было очень сложно. И на первом этапе российские компании (в том числе "Роснефть") охватила некоторая прострация, хотя было понятно, что ситуация нуждается в так называемом импортозамещении. В результате вместо западных компаний на этих работах появились отечественные компании.
Сейчас, по последним данным, капитализация "Роснефти" составляет около 100 миллиардов долларов, и в случае снятия этих санкций, на это надеяться не стоит, но может дойти до полутора сотен миллиардов. По сути, российская компания, контрольным пакетом которой владеет государство, но она управляется как западная компания, как частная компания со всеми нюансами, обертонами корпоративный культур западных компаний, имеет контроль над четвертью импорта нефти в Германии, 14 процентов импорта нефтепродуктов Китая и контролирует, опять же, связь с Германией - 12 процентов германской нефтепереработки. Эти ребята, я имею в виду Западная Европа, которая присоединилась к санкциям, пытались уйти от российской энергозависимости.
В этой связи возникают серьезные вопросы к эффективности санкций и, конечно, возникает желание, в том числе у наших западных партнеров, их просто снять, потому что результат получается ровно противоположный. Попытка удушения российских компаний с помощью санкция, в том числе "Роснефти", явно не удалась. Более того, она спровоцировала очень серьезную активность российских властей по поиску новых рынков.
Полностью слушайте в аудиоверсии.