Авторские материалы Слежка по согласию

13 июня 2017, 18:15

Персоны

Адресную рекламу в Интернете могут ограничить. Операторам связи запретили торговать данными клиентов, на основе которых создаются персональные ссылки на товары и услуги. Арбитражный суд Москвы обнаружил как минимум один подобный случай и оштрафовал нарушителя. Это был крупный интернет-провайдер, он передавал своим партнерам IP-адреса абонентов и всю их сетевую активность. Согласно вердикту, "поисковая слежка" за пользователем возможна только с его явного согласия. Эксперты цифровой отрасли считают, что запрет не сработает: в этом деле замешаны огромные массивы данных и слишком большие деньги. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов подробнее.

Пользователи давно привыкли к контекстной рекламе - поисковые системы выдают ссылки и баннеры, близкие по тематике к тому, что человек искал. При этом принцип анонимности условно соблюдается, потому что рекламодатели не получают ни имени, ни фамилии, ни адреса своего потенциального клиента. Однако в последнее время возможности для слежки у них существенно расширились. Собирать данные на абонентов стали интернет-провайдеры и мобильные операторы. Им это делать гораздо проще, по договору с клиентом у них уже есть его паспортные данные, адрес, номер телефона. А с помощью технических манипуляций они дополняют эти сведения, выясняя, куда и как часто человек ездит, где реально живет, с кем общается, с чем связана его работа. Все это пропускают через технологию big data и получают упорядоченный каталог клиентов, которой затем идет на продажу рекламщикам. Закон бессилен, потому что прямого запрета на такую деятельность не существует, говорит специалист по информационному праву компании "Яковлев и Партнеры" Анна Никитова.

"Во-первых, у нас нигде не отображено понятие big data, а ведь обработка столь большого объема данных как раз подпадает под это понятие. Законодательного определения у нас нет. Также нет пределов возможной обработки и классификации персональных данных".

Закон о персональных данных в данном случае не работает, потому что досье на клиентов хранятся в "обезличенном" виде. Это массивы данных, в которых каждому пользователю присвоены только общие характеристики. Записи о человеке в big data выглядит примерно так: "Алексей, москвич, 27 лет, водит Honda, увлекается бадминтоном, холост, в поиске партнерши. Через месяц едет в отпуск в Италию". Маркетологам этого достаточно, чтобы направить на телефон и компьютер жертвы поток рекламы нужной тематики. Но самому Алексею этого будет мало, чтобы подать в суд и оградить себя от звонков, писем и баннеров. Тотальная коммерческая слежка - это не только российский, но и общемировой тренд. Все чаще эксперты говорят о том, что бороться с этим явлением не нужно. Раз можно поисковым системам собирать данные о людях, то почему бы не позволить это делать и другим, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

"Было бы глупо, если бы операторы не использовали ту информацию, которая у них есть. Учитывая, что это в большей степени - обезличенные данные, мы не говорим, что когда эти базы данных продаются направо и налево - это нормально. Но сегодня ни один владелец смартфона не может чувствовать себя безопасно с точки зрения той информации, которую он явно или не явно для себя сообщает производителю телефона и владельцу операционной системы".

Очевидно, что личные данные пользователей, накопленные провайдерами и операторами, представляют огромный интерес для криминального бизнеса. Поэтому власти в лице Роскомнадзора пытаются ограничить доступ к существующим базам и не допустить создание новых. Недавно за такую самодеятельность оштрафовали одного крупного провайдера. Компания дважды судилась, но в итоге дело проиграла. Впрочем, размер штрафа оказался символическим - всего 30 000 рублей. Ожидается, что в скором времени цифровую слежку в России сделают легальной, как и на Западе, но по крайней мере она станет более упорядоченной. Роскомнадзор намерен сам хранить все личные данные россиян, собираемые частными фирмами, и контролировать доступ к ним. Если идея сработает, то у пользователей появится возможность вычеркивать себя из базы любой компании, которая надоедает своей рекламой, продолжает Анна Никитова.

"У пользователей на каждом этапе заполнения анкеты должна быть возможность предоставить свои данные, а потом в любой момент их изъять. Но как мы это проверим? Возможно, будут созданы в Интернете какие-то агрегаторы, куда можно будет заходить и смотреть, у каких операторов какие из наших сведений имеются. И мы должны иметь возможность их изъять из общего доступа и обработки".

Сбор личных данных - очень выгодный бизнес, поэтому запретить его невозможно, говорят эксперты. Одна только компания Google зарабатывает на целевой рекламе под сотню миллиардов долларов в год. Операторы связи начали осваивать эту технологию с большим опозданием и теперь стараются всеми силами свалить монополиста. Так, во Франции пару лет назад крупный провайдер с аудиторией в 5 миллионов человек просто заблокировал рекламу Google и заменил ее своей, что едва не стало причиной международного скандала. В прессе эту историю называли началом глобальных рекламных войн.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация