Авторские материалы Идеальный мужчина, любимец публики и герой оттепели: о жизни и творчестве Алексея Баталова
В Москве на 89-м году жизни скончался Алексей Баталов, удивительный артист и режиссёр. Многие поколения выросли на фильмах, в которых он сыграл: "Летят журавли", "Девять дней одного года", "Звезда пленительного счастья", "Москва слезам не верит". О судьбе и творчестве Баталова - кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Один из немногих, кто действительно заслужил звание народного артиста. И вот парадокс: он же был одним из самых выразительных, подлинных интеллигентов на экране и сцене. Да что там - и в жизни тоже: моральный авторитет, а не только профессиональный - вот кем был и для коллег, и для зрителей Алексей Владимирович Баталов.
Он родился в театральной семье, в юношеские годы впервые вышел на сцену, после войны учился в Школе-студии МХАТ. Но дебют в кино состоялся раньше, еще в 1944: он сыграл роль школьника в фильме "Зоя" о Зое Космодемьянской и даже не был упомянут в титрах. А 10 лет спустя Баталов уже стал одним из лауреатов коллективного приза за актерский ансамбль в фильме Иосифа Хейфеца "Большая семья" на Каннском кинофестивале.
С наградами и международным признанием, столь редким для советского актера, Баталову уникально повезло: главные роли в единственной нашей картине, получившей "Золотую пальмовую ветвь" - "Летят журавли" Михаила Калатозова, где он сыграл пронзительную роль Бориса, возлюбленного Вероники, погибающего на войне, и в культовой народной мелодраме, по которой его в основном и знала публика - "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова, которая получила "Оскара", - здесь Баталов предстал в образе незабвенного Гоши, идеального мужчины по представлению большинства женщин и немалого количества мужчин Советского Союза.
Но не в премиях же дело и даже не в народной любви или везении. Баталов стал первым главным героем оттепели - олицетворением человеческого, а не героического. По-настоящему значительные, эстетически и идеологически революционные фильмы с его участием следовали один за другим: после вполне ортодоксальной, но эффектной "Матери" по Горькому, где он был Павлом Власовым, - душераздирающий "Летят журавли", будничный "Дорогой мой человек", романтический, воплотивший всю эпоху "Девять дней одного года"… И тогда же Баталов проявляет себя как человек, тесно связанный с русской классикой, новое воплощение которой он доносил до советских зрителей: поставленная им самим "Шинель" с Роланом Быковым, "Дама с собачкой" - вряд ли с тех пор читатели представляли себе Гурова иначе, чем в его облике, потом "Живой труп"...
Гоголь, Чехов, Толстой - и все это Баталов. Как и первый для того времени экранный Булгаков - "Бег", где он сыграл доцента Голубкова. И он же - идеальный аристократ, декабрист князь Трубецкой в "Звезде пленительного счастья". А еще Баталов - любимец детей благодаря не одной роли гимнаста Тибулла в поставленных им же "Трех толстяках", но и голосу от автора в великом "Ежике в тумане".
Его хрипловатый надтреснутый голос невозможно было не узнать. Теперь он умолк навсегда.