Картинка

"Национальный акцент" Всероссийский фестиваль-конкурс "Музыка Земли"

24 июня 2017, 17:35

Программу "Национальный акцент" ведёт Маргарита Лянге.

Гость программы – художественный руководитель фестиваля "Музыка Земли" Борис Березовский. Этот человек имеет весьма опосредованное отношение к фольклору, он – очень известный пианист, у которого график расписан, наверное, на много-много лет вперёд. И, тем не менее…

Почему вы решили заняться таким делом, как фольклор, который в России очень многими воспринимается как "сельпо", как отживающая вещь, которая вообще никому не интересна и не нужна. Другие, наоборот, считают, что фольклор – это не для многих, не для всех, это искусство для избранных. Почему вы, находясь совершенно в другой части музыкальной сферы, обратили свой взор на фольклор, на аутентичную музыку?

Б. Березовский: Потому что полюбил эту музыку. Это же самая древняя музыка. Тому, чем мы занимаемся как классики, всего 200 лет, а музыка фольклорная всегда сопровождала людей. И она безумно интересна, и она мне просто очень понравилась.

Это произошло довольно давно. Я начал слушать фольклорную музыку в Швеции. Там меня просто приятель позвал на концерт контрабасиста, который играет и джаз, и классику, и фольклор. И я с удивлением обнаружил, что мне безумно нравится эта музыка. Потому что я её никогда не слушал. Меня поразили её полифоничность, полиритмия, то, что её ритм гораздо сложнее, чем просто четыре четверти, которые сейчас очень часто можно услышать в поп-музыке или ещё где-то.

И как-то постепенно всё больше и больше меня это стало интересовать. Потом присоединилась грузинская музыка, которую я обожаю. Грузинское хоровое пение имеет тоже многоголосие и вековые традиции. Потом румынская музыка, очень зажигательная. Я был в Румынии, где посетил какой-то ресторан, где они играли, и румынская музыка просто попала мне в сердце.

И потом, когда я уже стал заниматься русской фольклорной музыкой, я тоже был поражён её невероятным разнообразием и тем количеством очень хороших коллективов. Ну, да, это основа музыки. И что меня больше всего привлекает в фольклорной музыке, так это её чистота, первозданность и то, что эта музыка не ради денег и не ради славы. Многие музыканты хотят остаться в истории, что сложно. Поди-ка и останься в истории, напиши что-нибудь. А фольклорная музыка от души, от сердца, чтобы танцевать или петь. Это действительно основа всего музыкального языка.

Исполнители фольклорной музыки в давние времена и музыкантами, собственно, не были. У них не было музыкального образования, они не знали, что такое четыре четверти, поэтому эта музыка настолько свободна ритмически. Когда классики записывали фольклор, это всегда было очень сложно, потому что приходилось всё время менять размер: то пять четвертей, то семь четвертей. Они всё это делили, потому как нам надо записывать это всё. В действительности, народная музыка очень свободна, ритмически раскована, это яркая, безумно искренняя музыка.

И очень много русской классики возникло из фольклора: Н. Римский-Корсаков – абсолютно из фольклора, ранний И. Стравинский со своими "Жар-птицей", "Петрушкой" и "Весна священная", у Г. Свиридова много произведений с фольклорной окраской. Как ни странно, у С. Рахманинова больше духовная музыка, в основе которой колокола и православный распев. И то в конце жизни он написал три русских песни. Это его самые любимые мною произведения, которые редко исполняются. Даже у С. Прокофьева, который вообще к фольклору как бы не имел никакого отношения, все равно прорывается какая-то фольклорная стилистика ("Александр Невский"). Но это был очень небольшой эпизод в его творчестве, но, так или иначе, практически все русские композиторы обращались к фольклору.

Ну и вы решили обратиться. Что вы хотите найти через этот фестиваль? "Музыка земли" – понятно, что это должна быть корневая музыка. Кого вы ищите в процессе?

Б. Березовский: Я ищу самого себя. Для меня это невероятная возможность. Фестивалю уже третий год, и он проходит при полной поддержке Министерства культуры. Кстати, они оплачивают все расходы. За это им огромное спасибо.

Это для меня очень важно, потому что для меня это какой-то пропущенный очень важный урок в моём музыкальном образовании. У нас просто так было построено, что мы начинали с И.С. Баха. И мне в детстве казалось, что музыка начинается оттуда – с И.С. Баха. А на самом деле музыка началась задолго, за тысячелетия до И.С. Баха. Это какой-то такой этап развития, связанный с развитием общества и прочего, но все равно музыка эта – народная, не профессиональная.

Сейчас у нас есть профессиональная музыка. А кого вы хотите найти на вашем фестивале? Ведь вы стараетесь вытащить на него небольшие коллективы – до 16 человек, преимущественно тех, кто всё-таки пытается каким-то удивительным образом в современном мире при этом засилье поп-культуры, при этом засилье классики, все равно заниматься этой аутентичной культурой, как-то её развивать, как-то её интерпретировать. Вот кого вы хотите найти среди участников фестиваля и что с ними будет дальше?

Б. Березовский: Думаю, что это всем интересно. Просто вопрос, в какой степени это захватит человека. Мне кажется, что если человек придёт на фестиваль просто как в музей, то это все равно интересно. Потому что это не только музыка, но ещё и очень красивые костюмы, очень яркие краски. Это всегда очень радостно, всегда целое шоу.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

"Национальный акцент". Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация