Формула смысла Оливер Стоун - Гарри Поттер мировой журналистики
Персоны
Тема: Фильм Оливера Стоуна о Путине.
Гость - философ, член Зиновьевского клуба, член Российского союза писателей Тимофей Сергейцев.
Ведущие - Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
СЕРГЕЙЦЕВ: У "цивилизованного мира" есть очень важный самоограничительный параметр – о чем-то важном говорить нельзя. В сущности, мы вот этим от них и отличаемся - что у нас не только можно обо всем говорить, но и нужно. Что и демонстрирует, в том числе, наш президент.
Но не только: у нас общество так устроено, мы ради этого выходили из коммунистического проекта, чтобы появилась возможность снова обо всем говорить. Что, кстати, обещал сам коммунистический проект на самом старте, что "мы открыто и честно будем обсуждать свои проблемы, основание своей власти".
А Запад устроен по-другому, и это - основа его политической конструкции. Потому что, помните, эпопею про Гарри Поттера, где есть замечательный пассаж, проходящий сквозь все фильмы: "Тот, кого нельзя называть". И Роулинг вроде как немножко рефлексирует на этот счет, но "как бы", не очень, потому там на самом деле - "нельзя". Герои саги тоже подчинены правилам, хотя они вроде как должны бороться с этим злом, но "называть его нельзя".
КУЛИКОВ: Один Гарри Поттер может его имя произносить.
СЕРГЕЙЦЕВ: Да, нужен герой! Поэтому Оливер Стоун в известной степени – Гарри Поттер нашей общей мировой журналистики, который этим и занимается. И то, что нам кажется, если не очевидным, то, по крайней мере, общеизвестным, то там это если не откровение, то, во всяком случае, пересечение определенных границ, определенной черты, что говорить-то нельзя. А институт этого "нельзя", этого запрета – многослойный: это и политкорректность так называемая, когда запрещены просто определенные слова, которые когда-то употреблялись, а сейчас их нельзя употреблять – они могут кого-то обидеть. Это мотив, объяснение, почему так нельзя. А функция этого – она совсем другая, конечно.
Поэтому Оливер вот это и делает: пересекает в очередной раз двойную сплошную и выезжает на полосу встречного движения в коммуникации. Потому что сегодня нельзя говорить про Россию вообще – лучше про нее молчать.
КУЛИКОВ: На CNN приняли распоряжение, буквально свежее - я не знаю, слышал ты или нет...
ПОДОЛЯН: Либо молчать, либо говорить правду!
СЕРГЕЙЦЕВ: Я, пока ехал через пробки, конечно, слушал любимую передачу, в которой выступаю тоже иногда.
КУЛИКОВ: Нормативный документ приняли: все новости о России теперь - только с визой вице-президента. Все!
СЕРГЕЙЦЕВ: Это означает "бутылочное горлышко"! Мы же понимаем, что это технологически значит! Какая бы виза ни была, но чтобы ее поставить, надо резко сократить количество материалов. Это и понятно, потому что а что они могут сказать для себя полезного сейчас про Россию?
Полностью слушайте в аудиоверсии.