Авторские материалы Китайская смерть на дороге
Персоны
Китайские диски для автомобилей разлетаются не только с полок магазинов, но и, увы, на испытательных стендах – в буквальном смысле. По итогам тестирования в лаборатории МАДИ 10 из 12 дисков, произведенных в КНР, треснули или даже полностью развалились. Между тем каждый из них имеет российский сертификат качества. Продавцы попросту покупают такие бумаги за 40 тысяч рублей. Водители же рискуют своими жизнями, доверяя гарантии подобных печатей. Подробности – в материале специального корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Диски из Китая в большом количестве продаются в России. И, как правило, они гораздо дешевле остальных конкурентов. Потому водители и покупают их полным комплектом за 20 тысяч вместо тех же 20 тысяч за 1 штуку от европейских брендов, говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:
"Недавно видел презентацию, что у нас ввоз китайских дисков занимает примерно 70% всего оборота на рынке. Порядка 25-30 наименований дисков из Китая".
И у каждого диска есть сертификат качества, выданный в России. Но подобные бумаги зачастую стоят не дороже самой бумаги, отметили в пресс-релизе Союза испытательных лабораторий и сертификационных органов. Сертификаты покупаются – и об этом Союз сообщил в письме правительству, говорит директор Союза Андрей Кежаев:
"Весь объем импорта дисков, которые считаются некачественными и которые не прошли повторные испытания, попали на рынок лишь благодаря всего 10 аккредитованным лицам. В настоящий момент из них действуют 6. Наиболее отличившимися по количеству выданных документов можно считать "СПб-стандарт", "СМ-тест" и "Сервис+".
Претензия ко всем лабораториям со стороны Союза была одна, продолжает Андрей Кежаев:
"Например, лаборатория "СПб-стандарт" располагалась в офисном здании. После этого, даже при отсутствии права на пользование помещением, этот адрес указывался как место проведения испытаний. Лаборатория "СМ-тест" - Росаккредитация обнаружила, что адресу, указанному как место проведения испытаний, она никогда не находилась и никто про такое юридическое лицо не слышал".
Как раз сегодня испытательная лаборатория Московского автодорожного института опубликовала результаты тестирования 12 различных брендов из КНР. 10 из них не прошли испытание на удар. На стенде имитировался либо наезд на препятствие, либо – попадание в яму. Результат неудачников – крупные трещины, при которых покрышка моментально спускала воздух, отрыв ступицы от обода диска или вообще поломка на мелкие куски. Автогонщик Никита Шиков предположил последствия этого на реальной дороге:
"Диск просто отвалится по месту трещины. Ступичная часть, прикрученная к ступице диска, останется прикрученной, а обод уедет. При хорошем раскладе - под машину, при плохом – в другие машины. Если это будет на скорости 100 "плюс", последствия будут самые плохие. Это может привести к аварии, заносу, вылету на встречку и так далее".
Итог теста - удручающий. Еще хуже, что это – самые популярные китайские диски на рынке и покупались в обычных магазинах. Со всеми надлежащими сертификатами, констатирует Александр Казаченко:
"У нас много центров, которые находятся в "черном списке" даже на сайте Росаккредитации. Нет людей, нет оборудования – а сертификаты выписывают. Можно получить сертификат за 2 дня за 40 тысяч рублей, и у тебя не будут брать по 10 дисков из каждой партии на каждую модель автомобиля".
Владельцы машин, видимо, не считают экономию на дисках опасной для своей жизни. Точно так же, по словам Александра Казаченко, экономят и продавцы дисков:
"Покупается бумага, и дальше торгуется на основании бумаги. Вот мы сейчас были на совещании по дискам, был коллега из Германии. Он рассказал, как в Германии: дает одобрение одна организация, вторая организация проводит испытания. И никакого списка из 30-40 организаций. Там четко: либо проходишь, либо – нет. Купить – невозможно".
Как советуют специалисты, при покупке диска нужно изучить его российский сертификат. И попытаться найти в разделе "Реестр аккредитованных лиц" на портале Росаккредитации название фирмы, которая утвердила документ. Если фирма там значится – это хоть как-то подтвердит подлинность сертификата. По закону, если сертифицированный диск разрушится и приведет к аварии, то пострадавший может взыскать убытки с центра, проводившего испытания этой детали. Увы, большинство этих центров зарегистрировано в российской глубинке и имеет не более 10 тысяч рублей уставного капитала. В пределах этой суммы они и будут отвечать.