Актуально На повестке – судьба российской дипсобственности

17 июля 2017, 18:11

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

История с российской дипсобственностью в США набирает новые обороты. Из американского Белого дома звучат заявления о том, что для того, чтобы получить свою российскую собственность назад, Россия должна дать что-то взамен. Россия ответила, что она вообще не ведёт переговоры на данную тему.

На связи со студией – партнер юридической фирмы "Маркс и Соколов" Сергей Сергеевич Соколов.

Какими законами регулируются все эти отношения между странами? Какими-то международными договорами или только двусторонними договорами между странами?

С. Соколов: Существует хорошо известная Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, которая подписана большинством стран. С тех пор она и действует. Для СССР она начала действовать с 1964 года, и Россия, естественно, является правопреемником Советского Союза по этой Венской конвенции. Вот она как раз и описывает статус дипломатических представителей и дипломатических представительств и их иммунитет, в том числе иммунитет собственности.

Были ли в истории прецеденты, подобные тому, что происходит сейчас на территории США, когда дипсобственность просто закрывается и доступа хозяевам в неё нет? А ведь это собственность, которая принадлежит Российскому государству!

С. Соколов: Прецеденты в истории были и хуже. С началом войн захватывали и убивали дипломатов. Действительно, собственность (два объекта недвижимости) является собственностью РФ. Объект в Мэриленде был куплен, как отмечалось в СМИ, в 1972 году, а в Нью-Йорке – несколько позднее. Интересно отметить, что в Мэриленде дача на океане сейчас стоит примерно 8,5 млн долларов. Но этот факт, что это собственность, на мой взгляд, не добавляет здесь особого колорита, поскольку помещения, независимо от того, в чьей собственности они были, обладали дипломатическим иммунитетом. И такое их изъятие и захват местными властями, очевидно, нарушают Венскую конвенцию 1961 года.

Если Россия настаивает, что это всё-таки дипломатическая собственность, где она должна оспаривать решение США? Идти в какой-то международный суд?

С. Соколов: Потенциально России, конечно, может идти в Международный суд ООН, заявляя там о том, что США нарушили Венскую конвенцию о дипломатических сношениях. Но опыт показывает: такого рода споры, чаще всего, решаются дипломатическим путём. Как правило, пострадавшая сторона предпринимает ответные меры, и, в конце концов, каким-то образом этот дипломатический конфликт решается.

Необходимо также напомнить, что президент Б. Обама, уходя, хлопнул дверью, забрав российскую дипсобственность в США. Он обвинил российских дипломатов в ведении какой-то разведывательной деятельности на этих объектах и таким образом вроде бы представил юридическое обоснование для своих действий.

Он представил обоснование для внутреннего пользования или на международном уровне оно может тоже быть признано? Ни для кого не секрет, что даже посольства, которые находятся на территории всех других стран, ведут разведывательную деятельность. Всё всем понятно, всё всем известно. Какое-то лицемерие говорить о том, что кто-то где-то что-то ведёт. Это всё-таки предлог для внутреннего пользования? Или он может быть использован и для внешнего пользования тоже?

С. Соколов: Насколько я понимаю, президент Б. Обама, решая свою политическую задачу и пожелав хлопнуть дверью накануне ухода из Белого дома, естественно, попытался защититься юридическим аргументом для внешнего пользования. Он объявил миру, что считает, что российские дипломаты ведут шпионскую деятельность, именно поэтому он и захватил российскую собственность.

Таким образом, руководствуясь ровно теми же самыми помыслами, Россия может захватить американское посольство в Москве, обвинив США в том, что американские дипломаты оттуда ведут разведывательную деятельность? Ну и кто нас опровергнет? Но надеюсь, что до этого не дойдёт.

Ещё один момент. Опять же это утечка из американской администрации, что данный вопрос может быть решён следующим способом. Что людей на территорию российских объектов недвижимости всё-таки допустят, но снимут с объектов дипломатический иммунитет. Что это будет означать на практике, когда собственность остаётся в наших руках, но при этом снимается дипломатический иммунитет?

С. Соколов: Не вся российская собственность за рубежом имеет дипломатический иммунитет. Для того чтобы получить дипломатический иммунитет, собственность должна использоваться в дипломатических целях. И это является предметом договоренностей принимающей и размещающей сторон. Поэтому очевидно, что такой вариант в принципе возможен. И это будет означать, что Россия, по-прежнему оставаясь собственником имущества, сможет его использовать на законных основаниях для законных целей. Но при этом на эти помещения не будет распространяться Венская конвенция о дипломатических сношениях.

Если дипломатический иммунитет с этих объектов недвижимости снимается, это означает, что американская полиция, получив ордер у судьи, может просто зайти на эту территорию и провести обыск?

С. Соколов: Да, как и в любой другой дом на территории США.

Если вдруг это случится и дипломатическая собственность перестанет быть дипсобственностью, то оспаривать любые действия американской полиции в американском суде фактически бесполезно?

С. Соколов: Если России вернуть эту собственность, и она будет продолжать её использовать, особенно, если наша страна согласится с Америкой снять с неё дипломатический иммунитет, то и предмет спора будет исчерпан. Спор ведь идёт о владении и возможностью пользования этой собственностью в настоящее время.

Гипотетически, если Россия на американское условие согласится, американская администрация сохраняет своё лицо. Но, с другой стороны, российская сторона может тогда снять дипломатический иммунитет с каких-то двух американских объектов собственности на территории России?

С. Соколов: Да, конечно. Мы уже давно в этом конфликте ушли из юридической плоскости, а, может быть, никогда в ней и не были, в плоскость именно политическую. Дипломаты – люди умные, опытные и тонкие, и они всегда взвешивают, какой дать ответ на то или иное происшествие.

Не кажется ли вам, что эта история как-то затянулась?

С. Соколов: Затянулась по понятным причинам. Были сигналы о том, что президент Д. Трамп собирается улучшать отношения с Россией. В отношении конкретно данной дипсобственности в конце мая были слухи в прессе о том, что якобы Д. Трамп ищет пути решения проблемы с российскими "дачами" в Америке. Но внутриполитическая ситуация в Америке, видимо, не позволяет ему это сделать. Все его действия в отношении России сейчас и так под микроскопом рассматриваются.

Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация