Завтра в мире Экономика совместного потребления
Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.
Гость в студии – вице-президент компании "Mail.Ru Group" Анна Артамонова.
С ней мы говорим о том, как будет меняться мир, о том, чем мы будем предпочитать в будущем владеть, а чем делиться. Что такое sharing economy? Почему жители не только России, но и всего мира всё чаще предпочитают делиться чем-то и владеть чем-то совместно, чем единолично, и почему это становится гораздо удобнее и выгоднее?
Почему в сегодняшнем мире уже не так модно и не так важно иметь что-то, а важно быть? Как же жить в таком мире, где люди отказываются от того, чтобы что-то иметь? Что происходит?
А. Артамонова: На самом деле вы сделали тизер нашей передачи, которая будет посвящена sharing economy. Sharing economy – это новый тренд на то, чтобы не владеть вещами, а чтобы брать эти вещи в аренду. И не только вещи, но и объекты недвижимости, автомобили и вообще всё что угодно. На самом деле, можно сказать, в какой-то мере sharing economy существовала всегда. То есть, вы арендовали недвижимость ещё в Советском Союзе, когда ездили дикарём на море, что-то брали взаймы у родственников и т.п.
Но считалось, что вы так делаете просто потому, что у вас пока своего нет, вот вы на съёмной квартире и живёте. А сейчас на съёмных квартирах живут такие обеспеченные люди.
А. Артамонова: На самом деле этот тренд можно описать вот как. Тренд рождается, когда существует удобная система для него. Интернет и технологии являются той платформой, на которой сервисы по sharing economy растут как грибы после дождя. Потому что, когда ваш круг знакомств ограничен 10-20 людьми, вряд ли у кого-нибудь из них найдётся стробоскоп для вечеринки или какая-то очень специальная дрель, которой вам нужно сделать дырку. Когда же ваш круг знакомств расширяется до всего Интернета или хотя бы до жителей одного города, то, скорее всего, арендовать какую-то дорогостоящую, но редкую вещь вы сможете.
Так же и с недвижимостью. Один из самых известных сервисов по аренде недвижимости по всему миру – это Airbnb. Он был бы невозможен без Интернета. Да, традиция арендовать недвижимость в каких-то городах, где вы обычно отдыхаете, была всегда, но такие масштабы аренда жилья приобрела только с появлением удобной платформы, где один человек может выставить недвижимость для аренды, а другой может её арендовать.
И что ещё делают такие сервисы? Они сокращают время транзакций. То есть, раньше вы могли поразмыслить и сдать свою квартиру, но, скорее всего, как минимум на год, потому что поиск арендатора представлялся очень мучительным процессом. Сейчас благодаря тому же Airbnb вы можете сделать транзакцию и сдавать свою квартиру посуточно или на неделю. Это приносит как бы больше денег и больше дохода. Благодаря платформе всё это удобно и достаточно беспроблемно происходит.
Соответственно, новые технологии являются двигателем прогресса. Тот же Uber. В Москве всего несколько лет назад, чтобы вызвать такси в Москве, надо было подумать об этом за 40 минут или даже за час. И часто люди говорили, что вызывать такси поздно, поэтому они попытаются поймать попутку с руки у дороги. Буквально через несколько лет мы стали стоять и кривить губы, если машина едет к нам дольше пяти минут. Почему это стало возможным? Потому что заработали эта платформа и IT-технологии, которые за ней стоят. И это не только мобильное приложение и не только Интернет, это геолокационные сервисы, которые позволяют понять, где находитесь вы и где находится водитель, это "умные" нейросети, которые правильным образом соединяют вас с ближайшим водителем. Вот эти технологии и позволяют sharing economy процветать и выходить на новый уровень.
Если говорить о транспортной инфраструктуре, то в Москве это всё пышным цветом расцветает. Люди делятся автомобилями, делятся велосипедами и начали уже делиться самокатами. Есть такой новый проект правительства Москвы. А если поговорить о sharing economy между городами? Страна у нас большая. Решить транспортные проблемы в масштабах страны sharing economy способна, так чтобы это было заметно?
А. Артамонова: Наш новый проект BeepCar как раз посвящён решению этой проблемы. Так называется сервис для совместных междугородних поездок. Если вы едете к родителям в другой город, например, во Владимир или в Нижний Новгород, и у вас есть свободные места в машине, вы можете отбить затраты на дорогу, взяв через наш сервис попутчиков. Собственно, Россия – одна из стран, где этот сервис наиболее востребован, потому что в стране достаточно остро стоит вопрос транспортной доступности. В России много населённых пунктов, которые находятся на расстоянии 100-200 км, но между ними очень плохая транспортная доступность. Конечно, можно добраться из города в город, но это с тремя пересадками (с электрички на электричку, потом ещё на автобусе, а далее 3 км пешком). Сервисы, подобные BeepCar решают эту проблему.
И тут я хочу ввести ещё один термин. Существует термин "sharing economy" ("экономика совместного потребления"), а есть ещё один, более узкий термин "ridesharing" ("разделение с кем-то поездки"). Он относится конкретно к транспортным стартапам в этой области, как, например, к нашему BeepCar.Ru. Есть такая американская компания Lyft, которая занимается тем же самым, но только внутри города. То есть, когда вы можете к кому-то подсесть при поездке по городу. Собственно, у "райдшеринга" тоже куча своей специфики.
Получается, что ваш BeepCar.Ru – это такой всем известный BlaBlaCar.Ru? Или вы чем-то отличаетесь принципиально?
А. Артамонова: "BlaBlaCar" – это французский сервис, который в основном существует на рынке Франции и других стран Западной Европы. Но в Россию он тоже вошёл. BeepCar.Ru – это российский сервис, который сделали мы. И мы в основном оперируем в России и странах СНГ (на территории бывшего Советского Союза), то есть, на русскоязычном рынке. Сервисы эти похожи. На данный момент мы работаем между городами. Пока в города не лезем, хотя тоже есть такие идеи. Имею в виду поездки внутри города.
Если говорить про отличия, то одним из основных сдерживающих факторов для таких сервисов, является проблема доверия, проблема безопасности и всё, что с этим связано. Очень важно для человека знать, с кем он поедет и как он поедет. С кем ты поедешь и как ты поедешь, обычно такие сервисы решают, как и все другие, друг на друга похожие. Внедрена система рейтингов и отзывов. То есть, у человека копится его социальный капитал, выраженный в социальном доверии. И человек, когда выбирает водителя, может посмотреть, есть ли у того или иного водителя отзывы, как с ним съездили другие пассажиры и т.п.
А ещё одна озабоченность людей вызвана чисто вопросом безопасности на дороге: как водитель водит, что будет делать, если что случится. Этот момент мы выявили в процессе изучения проблемы и попытались её закрыть следующим образом: мы от своего сервиса оплачиваем страховку для пассажиров на период поездки. Мы до поездки присылаем полис одной из известных страховых компаний, которая является нашим партнёром, прямо человеку на электронную почту, и он перед поездкой может его взять с собой. И если что-то в поездке случится, то человек может обратиться в данную страховую компанию. Это, собственно, один из наших первых шагов в области траста, который мы будем серьёзно усиливать.
А почему вы вдруг решили в эту область пойти? Вы же – коммерческая компания, которая ориентирована на зарабатывание. Увидели большой потенциал?
А. Артамонова: На самом деле мы – компания, которая смотрит на все большие ниши в области интернет-технологий. Мы анализировали рынок на предмет того, что на нём в принципе происходит. И сейчас мы делаем много инвестиций. Например, купили крупнейшую в России компанию по доставке еды из ресторанов – "Delivery Club". Покупаем мы компании в области игр и онлайн-образования. Ridesharing – это, согласно нашему анализу, достаточно большая ниша в такой стране, как Россия.
То есть, если в принципе говорить про sharing economy, она, на мой взгляд, лучше всего работает в областях, где стоимость владения какой-то вещью очень большая. И слабее она работает там, где ты арендуешь какие-то вещи, которые стоят 2-3 тысячи рублей. Потому что есть ещё логистика. Да, ты можешь взять дрель в аренду за 500 рублей в день, но курьерская доставка дрели по Москве, как ни крути, будет стоить ещё 300-400 рублей. То есть, твои 500 рублей на один день сразу превращаются в тысячу рублей. Понятно, что такая стоимость логистики делает немного менее оптимистичным использование дешёвых предметов для аренды. То есть, в данном случае sharing economy работает хуже.
А вот на такие дорогие предметы, как автомобили и недвижимость, это, безусловно, не распространяется. Потому они дорогие, и стоимость логистики в их стоимости ничтожна. Поэтому лучше всего sharing economy развивается в сфере недвижимости и транспорта.
Вы сказали, что лучше всего sharing economy развивается там, где предметы, которыми мы делимся, дорогие. Это недвижимость, автомобили, какая-то редкая сложная техника, которую легче арендовать. Как при этом меняется вообще психология потребления человека в связи с тем, что мы все предпочитаем делиться всё больше? Раньше человек думал, что он напряжётся, возьмёт кредит, но все равно купит. А если посчитать, то получается, что покупка в кредит не очень выгодна. Потому что ты за ту же купленную комнатёнку мог в три раза больше заплатить, но все равно престиж тогда был дороже. А сейчас вполне себе самостоятельные и обеспеченные люди говорят, что ничего страшного в совместном использовании нет, потому что глупо переплачивать. И здесь престиж уже считается чем-то лишним.
А. Артамонова: По факту так и есть. У sharing economy, помимо экономической стороны, когда вы экономите деньги и дарите себе свободу как личности (вы не обязаны ездить в один и тот же домик у моря, который вы зачем-то купили в собственность, а можете путешествовать по всему миру), есть ещё и морально-нравственная составляющая. Это экономия мировых ресурсов. Многие райдшеринговые компании, и мы в том числе, говорят о том, что вы бережёте природу, уменьшаете количество выхлопных газов, когда едете в одном автомобиле втроём или вчетвером, и это гораздо экономичнее с точки зрения матери-Земли, чем когда каждый из нас пыхтит на своём отдельном джипе.
Кстати, во многих городах Америки, где возникают регулярные пробки, есть такие carpool lane. Это специальные полосы, по которым может ехать только автомобиль, в котором сидят больше двух или трёх человек. Таким образом местные власти мотивируют своих жителей на бережливое потребление ресурсов и экономию средств, плюс чтобы и пробок было меньше. Там на дорогах стоят такие знаки, на которых прямо написано, что carpool lane – это от 2-х или от 3-х человек в машине. Если ты выезжаешь на эту полосу один, тебе выставляют потом огромный штраф. И ещё очень многое там завязано на бережливое потребление ресурсов.
Я полгода жила в Майами. Там огромное количество квартир, которые себе покупают богатые люди на всякий случай. И они просто стоят пустыми, с тёмными окнами. То есть, когда ты въезжаешь в какие-то районы Майами, по вечерам светятся всего лишь одна треть или одна четверть окон в доме. Это означает, что две трети квартир просто стоят пустыми, закрытыми. Так же обстоят дела и с дорогими тачками. Ну и так далее.
Очень много всяких вещей в мире, если задуматься, просто простаивают, потому что вы или кто-то другой ими не пользуетесь. При этом где-то в другом месте этих вещей кому-то не хватает. Это так странно! И прекрасно, когда такие проекты решают данную проблему. Вещи и недвижимость, как мне кажется, должны служить, должны работать, приносить радость людям, пусть и за какие-то небольшие деньги.
А в каких странах делятся охотнее всего?
А. Артамонова: Сложно сказать, у меня нет статистики по всему миру. Думаю, что если говорить про райдшеринг автомобилей, то, насколько я знаю, в той же Америке эти сервисы между городами не очень хорошо идут. По крайней мере, пока нет какого-то одного лидера, который бы этим занимался. А вот внутри городов есть те же Lyft и Uber, которые очень хорошо растут. А вот в Западной Европе, где очень дорогой бензин и люди привыкли экономить, особенно в скандинавских странах, такие сервисы хорошо идут. Во Франции есть BlaBlaCar, есть ещё подобный сервис GoMore в Норвегии и Дании, тоже похожий. Там они делают не только райдшеринг, но и каршеринг. У нас каршеринг – это когда компания владеет машинами и сдаёт их в аренду. А у них есть ещё социальный каршеринг, когда человек может свою машину сдать в аренду на время, пока она ему не нужна. Есть какой-то сервис, который в аэропорту так сдаёт автомобили. Если ты куда-то улетаешь, ты можешь оставить своей автомобиль на специальной стоянке сервиса в аэропорту и указать, сколько тебя не будет. И пока тебя не будет, на твоей машине может кто-то поездить и вернуть её на место.
Интересно, как россияне относятся к этому? Ведь есть такое понятие как антитерриторизм? Это же моё, а кто-то вот моё будет трогать? Это же вопрос тоже психологии. Вы изучали данный вопрос?
А. Артамонова: Изучали. На самом деле, как ни странно, россияне достаточно легко относятся к совместному потреблению и пользованию. Казалось бы, есть у нас такая арабская тема, что это всё моё, но именно к райдшерингу, когда можно людей подвозить на автомобилях и вместе ездить, русские люди хорошо относятся. Это для них и такая взаимовыручка, и как бы возможность немножко вернуть свои денежки за бензин. Поэтому очень хорошо идёт райдшеринг в России. Он, видимо, на нашу большую страну при отсутствии надёжных транспортных связей между некоторыми городами очень хорошо ложится. В целом, мы считаем, что мы конкурируем с теми же РЖД и автобусами.
Мы проводили опрос на тему, какие виды транспорта люди считают наиболее быстрыми, комфортными, удобными и т.п. В целом автомобиль выигрывает практически по всем параметрам у остальных видов транспорта, кроме скорости у самолёта. При этом по сравнению с автобусом и поездом в голове у людей автомобиль быстрее. То есть, на автомобиле доехать быстрее, чем на поезде или на автобусе, и комфортнее.
Ну, наверное, есть ещё различие по длительности поездки. У нас самые частые поездки – это поездки на 400-700 км. Когда расстояние 2-3 тысячи, то их более тяжело преодолевать в автомобиле. Хочется прилечь, но люди все равно ездят. Самая частая длина маршрута – это 400-700 км. На таких маршрутах людям кажется, что автомобиль – это самое комфортное средство передвижения. То есть, и это нам в плюс ещё играет.
А вы изучали возрастные характеристики как ваших пользователей-пассажиров, так и пользователей вашего сервиса со стороны водителей? Это чаще всего кто?
А. Артамонова: Мы – платформа, которая предоставляет возможность удобно встретиться водителю и пассажиру, узнать друг о друге побольше и забронировать друг у друга место. И пассажиры, и водители – это пользователи нашей платформы. При этом в один день вы можете выступать в роли водителя, а на следующий день, если у вас сломалась машина или вы не хотите садиться за руль, в роли пассажира. То есть, наши пользователи универсальны. В этом смысле наша платформа – это не как Uber, а открытая система как Avito или Ebay, где вы можете и продавать и покупать.
Что касается возрастной категории, естественно, водители чуть постарше. Основное ядро водительской аудитории – люди от 25 до 45 лет. У пассажиров основное ядро – тоже от 20 до 45 лет. Это вот такое основное активное население, которое способно потреблять новый сервис, но при этом оно достаточно взрослое, чтобы путешествовать между городами. Естественно, большой перекос в сторону мужчин. Мужчин больше. Но это так в нашей стране исторически сложилось. Что у нас мужчин пока больше ещё за рулём. В накопленной базе всё больше женщин появляется, но все равно мужчины составляют 70 процентов пользователей.
Если говорить о том, что в будущем автомобили с водителями будут заменяться на "беспилотники", вы думали, как это можно развивать в рамках вашего сервиса? Когда "беспилотник" могут делить несколько пассажиров? Или это уже совсем фантастика, и вы так далеко не смотрели?
А. Артамонова: Это не фантастика, потому что уже идут не то что бы полевые испытания, а уже есть даже использование. Насколько я помню, в Америке в каком-то штате уже разрешили беспилотные грузовики (трейлеры) использовать на практике, а не только тестировать. Соответственно, конечно, мы думали, и в целом это идеально ложится на sharing economy, потому что это даже исключает некоторый фактор необязательности, с которым нам сейчас приходится бороться. То есть, сейчас все минусы, которые есть у sharing economy, – это исключительно человеческий фактор. Кто-то заболел, забыл предупредить, кто-то передумал ехать и т.д. Соответственно, с "беспилотниками" такой ерунды не будет. "Беспилотник" обязательно явится на место. И, собственно, единственное, что произойдёт, – это то, что люди его поделят и поедут куда каждому нужно.
Полностью беседу с гостьей программы слушайте в аудиофайле.
Завтра в мире. Все выпуски
- Все аудио
- Завтра в мире
- "Стартап дня"