Культурный вопрос. "Сегодня даже не знаешь, чего еще абитуриенты могут не знать"
Вопросы ЕГЭ: они радуют или они печалят? Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с доктором филологических наук, профессором Института стратегии и развития образования Российской академии образования Борисом Ланиным и литературным критиком, поэтом Данилой Давыдовым в программе "Культурный вопрос" на радио "Вести ФМ".
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Летом и отчасти в преддверии уже 1 сентября естественно подводить итоги предыдущего сезона, строить планы на новый. И мне показалось разумным подвести итоги и литературного сезона и года, хотя он, наверное, и более сложно развивается, не так определенно, как театральный, и кино, выставочные итоги. И я рад приветствовать в этой студии Бориса Ланина – доктора филологических наук, профессора Института стратегии и развития образования Российской академии образования. Здравствуйте, Борис Александрович.
ЛАНИН: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Данилу Давыдова – литературного критика, поэта. Здравствуйте, Данила.
ДАВЫДОВ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну вот, идя в эту студию, мы по пути с Данилой начали говорить. И Данила сказал о том, что увидел новые вопросы ЕГЭ. А я только что участвовал в очередных приемных экзаменов. Каждый год, несмотря на какие-то свои меняющиеся интересы, я хожу на приемные экзамены на журфак Высшей школы экономики и на факультет медиакоммуникаций, потому что мне очень интересен разговор именно с этим срезом абитуриентов. Потому что это люди, у которых ЕГЭ – 300+. Вот максимум – 300, а у них, например, там 290 – ЕГЭ, плюс 5 – ГТО, плюс 5 – олимпиада, плюс еще 3, плюс еще 2, плюс за портфолио 5. И получается в итоге, что из 300 возможных у них 310-315. И когда начинаешь с ними разговаривать, то… ну, из таких вот перлов этого года – девочка одна не смогла расшифровать аббревиатуру "КПСС". Причем, коммунистическую партию она мгновенно опознала, а вот оставшиеся две буквы…
ЛАНИН: В советское время были разные способы расшифровки…
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, конечно, да. Было немало анекдотов на этот счет, ну несколько точно я помню. Да, и то, что это разные люди, и разговор очень интересно строится. Я всегда задаю всем один вопрос: кого из современных писателей вы знаете русских? В прошлом году называли Распутина, Бориса Васильева. Из 20 никто не слышал фамилии Захара Прилепина, ни один человек! Фамилию Сорокина слышали двое, из этих двоих один читал, или одна. Что касается современных русских художников, то в этом году ни один человек на вопрос (это те, кто поступает на журфак) не знал, кто такой Илья Глазунов. И кто-то один из 15, по-моему, сказал, кто такой Антон Носик. Речь шла о том, какие два известных в России человека умерли на прошлой неделе.
ДАВЫДОВ: В один день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да, умерли в один день. Значит, а на вопрос о современных русских художниках называли в прошлом году двоих: Шилова и Никаса Сафронова. То есть фамилии, независимо от того, как они там к ним относятся, Олег Кулик, Гутов – это просто всё… это наше удовольствие для четверых-пятерых арт-критиков и еще небольшого количества зрителей. На вопрос "Были ли вы на Винзаводе?" девочка из Москвы сказала: "Нет, на Винзаводе ни разу не была, зато была на кондитерской фабрике". Меня на этот счет кто-то успокоил: может быть, она имела в виду "Красный Октябрь"? Тоже, в общем, знаковая такая арт-площадка московская.
ЛАНИН: Ох, не "Красный Октябрь" имела она в виду…
ЗАСЛАВСКИЙ: Да в том-то и дело. К сожалению, боюсь, что…
ДАВЫДОВ: Видимо, их в школе водили на экскурсию.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да. И в этом отношении я все время вспоминаю шутку одной своей коллеги, которая говорит: "Сегодня даже не знаешь, чего еще могут не знать". И в связи с этим давайте вернемся к тому, с чего я начал – вот к тем самым вопросам ЕГЭ. Они радуют или они печалят?
ЛАНИН: Дело в том, что главное я не столько о вопросах, сколько об ответах, хотя и сама постановка вопроса… Уже я третий год читаю сочинения ЕГЭ, причем не от школьного сообщества, а от вузовского сообщества. То есть ЕГЭ в данном случае не выпускную функцию выполняет, а как некоторый элемент поступления, так сказать, абитуриентов. И старинная, так сказать, уже статья знаменитого математика и гуманитария в то же время Успенского, который описывал еще в 60-е годы так называемый химико-филологический конфликт по поводу того, как не удалось поступить нескольким блестящим совершенно абитуриентам на химический факультет, которые учились в химической школе при МГУ и так далее, из-за того, что к ним придрались в сочинении по поводу каких-то мелких, чисто формальных глупостей. Собственно тогда, еще в 60-е годы, Успенский с коллегами предлагали заменить на целом ряде факультетов сочинение изложением. Но сейчас то, что мы видим под названием "сочинение", это и есть изложение.
Подностью слушайте в аудиофайле