За кадром Идеальный аромат, или Как правильно следует подбирать духи

2 июня 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – представитель очень интересной и довольно редкой профессии Анна Агурина. Анна – парфюмер, человек, который составляет запахи и ароматы. Людей её профессии очень часто называют "носами". Многие парфюмерные дома с мировым именем буквально бьются насмерть, чтобы заполучить профессионального парфюмера.

Анна, а как правильно пользоваться парфюмерией? Как правильно наносить духи?

А. Агурина: Духи бывают разных концентраций. Скорее всего, если вы когда-либо были в магазине, то видели, что там встречаются "парфюмерная вода", "туалетная вода" и очень редко там бывает "парфюм".

Парфюм – это то самое, что, скорее всего, использовали наши бабушки и дедушки либо, может быть, даже родители. Это аромат, у которого нет сверху спрея. Который не пшикается и не распыляется, а который выливается непосредственно на кожу либо на притёртую пробку, либо там есть палочка. Сейчас это не модно, таких духов очень мало, отошедший такой вариант. И есть ещё "одеколон".

Соответственно, если ты используешь одеколон, то есть самую лёгкую версию, где около 5 процентов эфирных масел в спирте, его можно распылять на себя, на одежду, на волосы, либо делать облачко в комнате, через которое человек может пройти.

Если это "туалетная вода", можно сделать то же самое, потому что она тоже не концентрированная. Обычно "туалетная вода" – это версия всё-таки больше на лето, на весну, свежая.

Но если это "парфюм", то я советую его наносить гораздо меньше, потому что он более концентрированный. И лучше всего он будет держаться на волосах. Волосы – это уникальная часть тела человека. Потому что, скорее всего, каждый на своём собственном опыте или от других людей слышал, что, если кто-то курил в комнате, то как раз ваши волосы будут пахнуть табачным дымом до конца дня, пока вы голову не помоете.

То же самое происходит с ароматом. Если вы наносите его на волосы, он там останется, ну, кроме того, что спирт сушит сами волосы, поэтому много тоже не нужно его наносить, пока вы не помоете голову в следующий раз. А так, если мы говорим про тело, то это сгиб локтя, запястье, шея, ключица.

Парфюмер может составить определённое впечатление о человеке, исходя из тех ароматов, которые использует этот человек?

А. Агурина: Знаете, что интересно в этом? Человек использует те ароматы, которые он знает. То есть, вы вряд ли надушитесь бобровой струёй, если вы или в вашем окружении никто ею никогда не душился. Либо самого бобра вы никогда не видели. То же самое с редкими цветами и всякими древесными нотами.

Когда создаются индивидуальные духи, человек выбирает компоненты, из которых будет состоять его будущий парфюм. И он выбирает то, что он до этого слышал. Потому что человеческая психика устроена таким образом, что человеку нравится только то, что он знает. И очень редко ему может понравиться то, что ему не знакомо. То есть, здесь соотношение такое – 80 на 20. 80 процентов мы выбираем того, что мы уже слышали, и 20 процентов – это то, у чего, может быть, будет шанс понравиться. Но, скорее всего, нужно много повторений, чтобы человек к этому аромату привык, узнал, и только после этого он это выберет.

И если я делаю духи с детьми, а это бывает часто, потому что родителям интересно посмотреть, как их ребёнок будет раскрываться в этой области. Во-первых, дети, наверное, – самые лучшие создатели. Потому что им не важно, у них нет желания создать какое-то впечатление, донести какое-то сообщение. Они просто искренне делают духи.

Соответственно, что выбирают дети? Самому маленькому ребёнку, с которым я работала, было четыре года. И он выбрал для своих духов зелёное яблоко, лимон и мускус, который пахнет присыпкой. Потому что что он знает в свои четыре года? Он знает овощи, фрукты, еду, соки и косметику. Если мы покажем ему "Красную Москву", ему это будет неприятно, потому что это ему не понятно.

Так вот, возвращаясь к заданному вопросу, если я вижу человека, который пахнет яблоком, лимоном и присыпкой, скорее всего, у него ольфактивный опыт очень скуден. И если он захочет, чтобы я создавала ему какие-то духи, то я буду выбирать ингредиенты, которые, скорее, характерны для юного, нежного возраста. Потому что этот человек прошёл по жизни ещё очень мало. Чем больше мы живём, тем больше мы пробуем разных блюд, путешествуем, встречаем людей, слушаем ароматы, и тем больше становится наша ольфактивная память. И чем шире она, тем больше ароматов мы можем к себе применить и вообще принять. Поэтому если духи, которые мы слушаем, кажутся нам, что они связаны с бабушкой, пожилой женщиной и ещё кем-то, то это не так. Потому что, если люди в таком возрасте этот аромат слушают, для них он точно такой же, как для этого ребёнка присыпка с яблоком. Потому что это вся его жизнь, вся эпоха, которую он прошёл, всё знакомое.

А как насчёт идеального аромата? Или парфюмеры только стремятся к нему?

А. Агурина: Ох, этот идеальный аромат! Думаю, он есть у всех. Это как у любого композитора есть его идеальная мелодия, которая именно такая, как он хочет. У каждого художника опять же есть идеальная картина. Это всегда вопрос сопоставления материального и нематериального.

Идеальный аромат живёт в нематериальном мире. А ты, как парфюмер, живёшь в мире материальном. И оттуда что-то взять и сделать его здесь всегда проходит как раз через эти призмы неидеальности. То есть, ни одна идея, реализованная мною, не была идеально стопроцентно такой, как я её задумывала.

Если говорить про качество аромата, то для каждого он будет свой собственный. Потому что опять же он определяется культурой человека: что он знает, а что не знает, по сути, его природой.

А случалось, что парфюмеры в процессе работы что-то путали? Например, не то и не так смешивали, что-то путали с дозировкой?

А. Агурина: По поводу ароматов. Чтобы их создать, нужно иметь какую-то идею в голове. И эту идею ты пытаешься реализовать. Очень часто парфюмеры сами не смешивают. То есть, они отдают формулу для смешения лаборанту или ещё кому-то. И в формуле очень важно смотреть на концентрацию веществ.

И вот те самые известные духи "Chanel № 5" были созданы именно случайно. То есть, это была ошибка лаборанта, который не посмотрел на концентрацию альдегидов. Альдегид – это молекула, которая пахнет неприятно, которая добавляется в духи, чтобы верхние ноты сделать более раскрытыми и сделать так, чтобы они пахли на большом расстоянии. Но сам по себе альдегид пахнет горячей лампочкой либо утюгом. Когда вы гладите и утюг нагрелся, из него выходит пар. То есть, это металлический, пыльный, жирный запах. И мыльный в том числе. Соответственно, тот лаборант, который добавлял альдегиды в формулу духов "Chanel № 5", не посмотрел, в какой они должны был быть концентрации, и добавил в 10 раз больше. И когда Эрнест Эдуардович Бо (Ernest Beaux), их создатель, а он, между прочим, работал в Москве, он как экспат жил в Москве, создавал духи в Москве, а потом отсылал их во Францию. Потому что в Москве было большое производство духов в начале XX века, которое после революции закрылось, потому что новому обществу не нужны были духи. И осталась только "Новая Заря", которая стала производить мыло. Потому что всё-таки мыться надо было.

Соответственно, Эрнест Бо, когда получил заказ от К. Шанель, сделал несколько вариантов, отправил их в Париж, и этот аромат, который был с ошибкой, он его послушал и увидел, что в нём есть дисгармония, потому что очень много одного ингредиента. Но отправил это всё. И К. Шанель, когда посмотрела на образцы, а образцов было много, потому что, когда идёт заказ, ты делаешь несколько вариантов, увидела, что аромат образца под номером 5 пахнет очень странно и необычно. Но потому что пять было её любимым числом, а пятого марта ожидался запуск коллекции, она решила взять именно этот образец. Соответственно, она отписала Эрнесту Бо, что берёт пятый образец. И он не мог поверить, что то, что он положил, чтобы посмеяться, действительно кому-то понравилось.

Ну и дальше продолжим с того, что люди не могут сразу же воспринимать что-то новое. Такая передозировка альдегидов человека шокирует. Она неприятная, она странная. Поэтому нужно, чтобы люди к этому привыкли. И К. Шанель занималась не только прет-о-порте (готовой одеждой), она занималась ещё и одеждой на заказ. К ней приходили состоятельные женщины, которые шили платья и костюмы. И перед запуском коллекции, где-то за полгода, она попросила у Эрнеста Бо 100 штук того же самого образца № 5 в обыкновенной упаковке, ещё некрасивой и небрендированной. И всем этим женщинам, которые делали у неё индивидуальные платья и юбки, она их дарила. И что произошло дальше? Представляете себе Париж в начале XX века, и в нём появляются женщины из приличного общества, состоятельные, красиво одетые, которые пахнут очень странно. Это вызывает в обществе шок.

А дальше их ответ был следующим. То, что я ношу, это подарок, и вы такое купить не можете. И вот это вызвало ажиотаж. Это то самое, что в маркетинге называется "порождением желания", когда я хочу это. И когда К. Шанель запустила коллекцию и начала официальную продажу духов "Chanel № 5", у неё была огромная очередь, чтобы эти духи купить. Она полностью продала всю первую серию, потому что за шесть месяцев люди привыкли к этому запаху, захотели его и стали покупать духи. И до сих пор покупают.

Как правильно следует подбирать духи? Думаю, все с нетерпением ждут этот мастер-класс от Анны Агуриной.

А. Агурина: Когда ты приходишь в парфюмерный магазин, те люди, которые там работают, консультанты, очень редко могут тебе помочь. Потому что их функция уже давно не в том, чтобы подбирать, а в том, чтобы продавать. Это первая сложность. Вторая сложность, что ароматов всё больше и больше.

Как я делаю? И я советую делать так другим людям. Очень интересно посмотреть на те ароматы, которые у тебя уже есть и которые ты носишь и любишь. Несложно в Интернете набить их названия и увидеть, из чего они сделать. Скорее всего, в этих духах будет похожая нота. Можно выписать эти ноты и посмотреть, какие ещё духи этой же марки, этого же бренда содержат эти ноты, либо других каких-то марок, и написать себе список. Это первое.

Второе. Парфюмер, когда создаёт ароматы, у него есть ольфактивная подпись. То есть, все его духи чем-то похожи друг на друга. И можно посмотреть, кто сделал духи, которые ты любишь, кто парфюмер. А также потом выяснить, какие другие духи сделал этот человек, и написать список.

Так вот, я прихожу всегда со списком. У меня есть такое домашнее задание. Но даже если списка нет, и вы приходите и слушаете всё подряд, то я делаю это следующим образом. Я выбираю ароматы, которые хочу послушать, и наношу их на блоттеры, то есть, на белые бумажные полоски. И делаю так, тестирую так штук десять духов, может быть, 12, не больше. Потому что сложно за один заход сделать больше. И слушаю их. В первый отбор, скорее всего, половина из них точно отпадёт, что-то будет не то. Например, шесть из 12 останется.

Что интересно? То, что в духах есть верхняя, средняя и базовая ноты. И парфюмеры, создавая духи, рассчитывают на то, что человек их будет покупать, поддавшись первому мгновению, то есть, первой любви. Что любопытно, эта часть духов – около 20 процентов, они длятся где-то 10-15 минут, а после этого они уходят. Характер и то, чем духи пахнут, раскрываются после 15 минут. Поэтому после того, как вы шесть духов оставили, я советую вам пойти в какой-нибудь другой отдел магазина, посмотреть там, что угодно, но только не духи, может быть, косметику, поговорить с кем-то, и вернуться через 15 минут. И вот тогда переслушать эти блоттеры и выбрать те духи, которые вам продолжают нравиться. Обычно их остаётся два или три варианта. И дальше я никогда не покупаю духи в тот же день, когда я пришла в магазин. Я их наношу на кожу и ухожу. Потому что большая часть аромата – это база и это то, что раскрывается на коже через часов 5-6. Это, собственно, как фундамент дома, то есть, его ДНК. И чтобы это услышать, нужно прийти домой и лучше всего даже поспать с этими духами. И вот на следующий день, если они продолжают тебе нравиться, так же, как в первый и во второй моменты, действительно имеет смысл их купить. Вот такой способ.

И что важно тоже понимать, что подобрать духи другому человеку практически невозможно. Потому что надо знать, что тот любит, что знает. Поэтому если вы хотите подарить духи кому-то другому, проще подарить ему те духи, которые у него уже есть. Потому что твоя гипотеза, которую ты строишь, что раз в этих духах у него корица, то ты выбираешь другие с корицей, не факт, что понравится. Потому что в других духах есть другие ингредиенты, которые человеку могут быть незнакомыми. Поэтому подбирать духи другому человеку – это очень, на мой взгляд, опасно. Велик шанс, что они ему не понравятся. Я думаю, что у каждого человека есть огромное количество флаконов, которые ему подарили на 8 Марта, Новый год, 23 февраля и которыми он никогда не пользовался.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация