За кадром Лучшая школа для каскадёра – съёмочная площадка

23 июня 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Варвара Никитина, профессиональный постановщик трюков, одна из первых в России женщин-каскадёров. И, конечно, мы с ней будем говорить об этой интересной и в какой-то степени опасной профессии.

Давайте начнём беседу с ваших профессиональных объединений. Есть Гильдия и Ассоциация каскадёров. В чём их функции? Какие вопросы они решают? Или это подобие некоего братства каскадёров?

В. Никитина: Это всё одна организация – Ассоциация каскадёров. Она была создана Александром Ивановичем Иншаковым в 1991 году. И потом просто по всяким юридическим казусам она превратилась в Гильдию каскадёров. То есть, мы говорим об одной и той же организации. Сейчас это просто Гильдия каскадёров.

Основная её функциясоциальная: защитить права каскадёров и сделать хорошую договорную базу. Потому что, к сожалению, в российском кинематографе сейчас очень много разных сложных моментов, когда работники кинопроцесса оказываются совершенно не защищены. Поэтому первое, с чего мы начали в Гильдии, когда перешли от Ассоциации к Гильдии, мы просто прописали стандарт профессии на 65 листах. Сейчас он находится в Минтруде на утверждении. И, соответственно, мы хотим, чтобы после этого была проведена грамотная аттестация каскадёров, так как у каскадёров нет своего вуза, нет дипломов государственного образца, что ты – каскадёр. Люди очень много бьются и убиваются. А молодые продюсеры сейчас не разбираются: профессиональный ли ты каскадёр или непрофессиональный каскадёр. Представился, что ты – каскадёр, ставка низкая, продюсера всё устраивает. В связи с этим травматизм в каскадёрской среде сейчас просто сумасшедший, доходит вплоть до смертельных случаев. Очень легкомысленно люди относятся к этой работе. Я знаю молодые группы каскадёров, в которых люди ещё малоопытные, а задача продюсера только сэкономить бюджет. И тогда происходят просто невероятные вещи, когда какие-то автопогони на улицах Москвы снимаются без оцепления. Приведу как пример разговор с одним молодым директором. Он мне говорит, что сейчас снимаем на площади Белорусского вокзала, от вокзала вылетаем на Тверскую, а проезды вы перекройте каскадёрскими машинами. Я его спрашиваю, почему он меня толкает на преступление? Как на преступление, удивился он. То есть, вот такой подход – непрофессиональный. К счастью, есть и другие продюсеры. То есть, пока они не сталкиваются с какими-то жуткими случаями, подобное легкомыслие у многих из них присутствует.

Кроме того, Гильдия поддерживает пожилых каскадёров. Мы также устраиваем корпоративные праздники. Первый корпоративный праздник, который мы устроили, был назван "Вечером памяти", где мы вспомнили всех погибших и ушедших каскадёров. Это был настолько тёплый и трогательный вечер. К нам на вечер пришло очень много актёров, которые просто все встали и, стоя, аплодировали.

Мы базируемся в Доме кино на Васильевской улице, и в залах Дома кино все наши мероприятия бесплатные, открыты для всех. То есть, основное у нас – социалка.

И мы ещё сделали большой портал – stunt-info.ru, где есть дни рождения всех, где собрана вся информация у трюковых проектах, которые снимаются, где кто участвует и участвовал, рассказываем всё про трюки.

И также это вопрос оказания помощи. Конечно, в этом деле нам очень помогает Интернет.

Возвращаясь к началу нашего разговора, это касается американской и вообще западной школы каскадёров, там есть какие-то заведения, где профессионально готовят каскадёров?

В. Никитина: Да. У них есть профессиональные школы каскадёров¸ в которых и мы можем учиться платно. Стоит это, правда, больших денег. Также есть школа каскадёров и во Франции.

Но это не какие-то месячные курсы?

В. Никитина: Нет, это не месячные курсы. У них, по-моему, трёхлетнее обучение. А предлагать каскадёрам месячные курсы… Если бы меня кто-то позвал пройти какие-то месячные курсы, я бы задумалась. А вообще, как говорит Александр Иванович Иншаков, и я тут с ним совершенно согласна, лучшая школа для каскадёра – это съёмочная площадка. Потому что, как бы тебя ни учили падать, только с опытом, приобретённым на площадке, ты начинаешь понимать, как надо отвернуть голову, если вот так стоят камеры, чтобы твоё лицо не попало в кадр. Когда мы дублируем актёров, важно, чтобы зритель не увидел, что это делает не актёр. То есть, есть какие-то нюансы, которые только через площадку ты можешь научиться делать. А создавать для учёбы всё время съёмочную площадку, это просто будет неимоверно дорого.

Какие у вас есть пожелания тем, кто, возможно, послушав наш эфир, особенно если это представительницы слабой половины человечества, захотят стать каскадёрами? Что бы вы им пожелали?

В. Никитина: Ну, представительницам слабой половины я бы не советовала становиться каскадёрами.

И это говорите вы?

В. Никитина: Да, потому что я, как никто другой, знаю, что несёт эта профессия для женщины. Только спустя годы, пробыв лет 20 в профессии, я пришла к выводу, что у женщины на первом месте должны быть понятия "мать" и "жена". Всё остальное – это мишура. В конце жизни ты поймёшь, что всё это второстепенно. Да, это имеет место быть, но первостепенным является не это. И я своим девчонкам (они все прекрасные, я их всех очень люблю, но среди них есть зашоренные, к сожалению, профессией) говорю: "Девочки, вам сейчас, пока вы молоды, пока у вас есть здоровье, пусть не судьба найти своего мужчину, но ребёнка родить надо". И это, я считаю, самое первое, а всё остальное потом. Конечно, наша профессия, что тут греха таить, не сахар. Когда я утром просыпаюсь, у меня часто болят суставы. Понятно, что ты падаешь на съёмках, бьёшься, иногда всё неудачно происходит. То есть, всё это, естественно, не есть хорошо для женского здоровья.

Что касается мужчин, да, мужчины точно могут быть в этой профессии, потому что, хоть и есть среди каскадёров женщины, все равно это профессия мужская. Как она была мужской, так и остаётся. И основа её – это, конечно, спорт. К нам в профессию приходят спортсмены из таких видов спорта, как авторалли, акробатика, спортивная гимнастика, фехтование, паркур. Вообще, спорт – это хорошо для всех. Он полезен и для здоровья, и помогает человеку себя лучше организовать.

Дальше, если вы из спорта и вам уже есть 18 лет, то в Интернете есть куча сайтов и различных интернет-порталов. Ищите там трюковую группу, приходите к постановщикам трюков. Мне, например, присылают очень много писем, а я просто знаю, у кого из постановщиков есть вакантное место. И я пересылаю им анкеты. И если кто подходит, того приглашают. Или же претендента на место каскадёра ставят в базу, особенно если у человека уже какие-то навыки есть. Потом его позовут на площадку и посмотрят, что он из себя представляет.

Как я уже говорила, работа у нас командная. Очень часто к нам приходит человек, который талантливый, много умеющий, но вот он такой из себя "звезда". Такие у нас не приживаются. Потому что сегодня я делаю трюк, ты меня страхуешь, я тебе доверяю свою жизнь. Завтра всё происходит наоборот, это должна быть команда. И потом полжизни у меня проходит в экспедициях. Извините, то мы в Южно-Китайском море можем месяц на джонке находиться, то мы работаем на Ямале, где минус 35 градусов. Просто со случайными, неприятными людьми там находиться будет не очень комфортно.

Если позволите, то немного истории. В Советском Союзе профессии "каскадёр" официально не существовало. Актёрам самостоятельно приходилось исполнять сложные трюки. Но с развитием кинематографа возникла необходимость замены актёров в сложных сценах специально подготовленными дублёрами. Одной из первых киносцен, в которой актёров заменили дублёры, стала сцена драки музыкантов в фильме Г. Александрова "Весёлые ребята". Вместо актёров-музыкантов кулаками размахивали профессиональные боксёры. Этот фильм был снят в 1934 году. Через четыре года аналогичную группу трюкачей на съёмках фильма "Александр Невский" сформировал Сергей Эйзенштейн. Требования по отбору в группу были жёсткие. Дублёры должны были знать джигитовку, основы фехтования и быть физически подготовленными. Из почти полутысячи кандидатов было отобрано около 50 человек. И это была не единственная спецгруппа. В другую группу вошли профессиональные пловцы-ныряльщики, которые вытаскивали из-под воды тонущих немецких рыцарей.

Говорят, что И. Сталин очень любил кино. И вот однажды после просмотра очередного американского вестерна он заявил: "А что, наши режиссёры так снимать не могут? Посмотрите, какие смелые люди!" Вскоре "Смелые люди" появились и на советских экранах. Именно так назывался фильм об отважных партизанах. Картина почти на четверть состояла из конных трюков. Для их выполнения пригласили знаменитого циркового артиста Алибека Кантемирова. Кстати, специально для съёмки эпизода с падением лошади А. Кантемиров разработал приём "подсечку". Всего же он обогатил кинематограф сотней трюков. Его приёмы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных кинокаскадёров. Кстати, американские каскадёры тоже переняли очень многое у А. Кантемирова.

Варвара, как вам работается? Наверняка можете рассказать много интересного о том, что всё-таки остаётся за кадром?

В. Никитина: Например, у меня был момент. Я спускалась со здания, там было больше 20 этажей, и было очень жарко. Я была вся в коже, потому что якобы я – секретный агент. У меня кожаные брюки, кожаный корсет. И пока крепили и ждали, у меня уже тепловой удар. Ну, просто стоишь и уплываешь. Я спускаюсь до середины здания и влетаю в окно. Это было офисное здание, выходной день, и все офисы не работали. Только одно окно у нём для нас открыли, договорившись с одним офисом. Я начинаю спускаться. И вроде бы знойно, жарко, у меня немного было рассеяно внимание из-за теплового удара. И вдруг, ну, вот откуда он взялся, в районе 20-го этажа ветерок подул. И у меня волосы накрутились на систему, на которой я висела. Я вишу, а верёвка динамическая, она немножко растягивается. В общем, я так зависла и ребятам кричу, что запуталась. Начинаю свои волосы распутывать, а они ещё больше запутываются, то есть, их как бы распутать невозможно. Что делать? Тянуть человека на крышу – нереально, технически невозможно. Значит, что? Кричу: "Ищите ножницы!" Все ищут ножницы, а в этом здании в выходной день, ну нет ни ножа, ни ножниц. В результате нашли какой-то полутупой нож, мне на верёвке его спустили. Я вишу и просто отрезаю сама себе волосы. Ну а что делать? Одной рукой держусь за верёвку, а другой рукой в районе 20-го этажа режу волосы. Дальше спускаюсь, влетаю в окно, а моей пряди волос уже нет.

Ещё могу рассказать про наших парней-каскадёров, которые в душе всегда джентльмены. Их всевозможные ухаживания за девушками где-то в экспедиции всегда сопровождаются какими-то придумками. Это может быть, например, спуск с крыши, чтобы постучаться в окно с бутылкой шампанского и букетом цветов.

Ещё мы снимали фильм "Беглецы" с Лизой Боярской и Петей Фёдоровым. И там есть сцена с медведем. У нас есть такой медведь Степан, известный в кинематографе. Просто замечательный медведь. С ним опасно только одно, а с ним много работала, когда ты перестаёшь его бояться. Я с ним и крабовую палочку изо рта в рот ела, и чего только мы с ним ни делали, пока он, когда мы как-то сидели рядом, вдруг взял и не переместил один свой бок на меня. У него около 300 кг веса, и вот тогда я поняла, что медведь – это не шутки.

Или вот другой момент. Мы для крупных кадров всегда брали медвежью шкуру. И каскадёр в неё одевался, когда надо было снять, как медведь, например, лапой замок открывает или когда надо было снять какие-то крупные детали медведя. И вот как-то раз ехали парни обратно со съёмок, а шкура медведя у них лежала на заднем сиденье. И тут видят: стоят две девчонки, голосуют на дороге. Парни быстренько сговорились, и один из них под шкуру залез. Посадили они в машину этих девушек, а девушки, со своей стороны, видят, что в машине один водитель, сели, и он их повёз. По дороге он их начал расспрашивать, кто они такие, откуда. В общем, разговорились. А это всё дело происходило в провинции, не в Москве. И вот водитель про себя рассказывает, что он дрессировщик из цирка. И на вопрос девушек, кого он там дрессирует, водитель ответил, что бывает всё по-разному. Сейчас, вот, медведя. А с тем, кто был под шкурой, была у него договорённость, что он просто сзади встаёт и рычит "у-у-у-а" на этих девушек. То есть, вот такие розыгрыши у нас каскадёры устраивают. Я уже на них смотрю так: мне это неинтересно. Мне интереснее уже что-то совершенно спокойное, кардинально не трюковое и не экстремальное.

Может быть, я вас о чём-то не спросил, о чём вы хотели бы рассказать?

В. Никитина: Хотя я говорила, что мы должны быть смелыми людьми, какими-то отчаянными каскадёрами, все равно наш мир, я считаю, на сегодняшний день довольно-таки агрессивный. В том числе и кинематограф, и отношения между людьми. И вот моё такое мнение, что в какой бы ты профессии ни был: экстремальной, не экстремальной, библиотекарь ли ты, кто-то другой, главное всё-таки в жизни, на мой взгляд, – это человеческие отношения. Они должны быть добрыми. Человек любой профессии должен относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы к нему относились люди. Я всем радиослушателям просто от души этого желаю.

Передачу вёл Николай Мамулашвили, режиссёр программы Татьяна Бондаренко.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация