Актуально Контрафакт несёт угрозу гражданам
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.
Президент Владимир Путин провел совещание по развитию лёгкой промышленности и борьбе с контрафактом в этой отрасли. Лёгкой промышленности всегда не очень везло в нашей стране. В советские годы с лёгкой промышленностью было всё очень сложно, потому что основные силы были брошены на развитие тяжёлой промышленности.
О том, что происходит в лёгкой промышленности сегодня, мы узнаем у генерального директора информационно-аналитического агентства InfoLine Ивана Вадимовича Федякова.
Сегодня ситуация с лёгкой промышленностью в России такая же, какой была в советские годы, или гораздо лучше?
И. Федяков: Сегодня принципиально другой рынок. Поэтому другая промышленность, другая продукция. Она уже соответствует в основном европейским и мировым аналогам, которые представлены на российском рынке как международными компаниями, которые ввозят эту продукцию в нашу страну, так и российскими компаниями, которые производят подобную продукцию на территории РФ или ближнего зарубежья, реализуя её на российском рынке. Конечно же, эта продукция соответствует всем стандартам качества и всем требованиям, которые предъявляются потребителями. Потому что на рынке, если этого не будет, продукция просто не будет продаваться.
Если посмотреть на объёмы производства разных отраслей лёгкой промышленности (одежду, обувь и т.п.), то те цифры, которые приводятся в миллионах штук, выглядят очень смешно. Потому что, если судить по ним, российская лёгкая промышленность может одеть и обуть в лучшем случае 2-3 процента всего населения. Маловато будет, нет?
И. Федяков: Согласен. Есть серьёзные проблемы в отрасли, о которых именно сегодня и говорили на совещании с президентом. Это и недостаточная ёмкость некоторых рынков России для того, чтобы создавать каких-то крупных производителей, недостаточный объём комплектующих для производства конечных изделий. В результате получается, что у нас есть сырьё, которое можно было бы использовать для создания верхней одежды, обуви, других каких-то изделий, но при этом этого недостаточно без дорогостоящих комплектующих (молний, клеев и других составляющих), которые приходится импортировать. Фурнитура до сих пор производится не в России, а в других странах и завозится в страну. Соответственно, завозится она в долларах. В этом случае конкуренция проигрывается по цене, потому что цена получаются такой же, как и у наших экономических партнёров. И, конечно, отечественная продукция не находит в этом случае потребителя.
В основном, лёгкая промышленность сейчас обеспечивает выполнение государственных заказов (оборонзаказ и другие потребности), выпускает изделия для крупных государственных монополий. Спецодежда выпускается достаточно активно на территории России, в большом объёме она производится внутри страны.
Если говорить о рядовом потребителе, то обычно он ходит в изделиях китайского, азиатского или турецкого производства и в редких случаях европейского производства.
Но при всём этом есть известные европейские иностранные компании, которые открывают своё производство в России. И тут возникает вопрос, если иностранцы могут прийти в Россию, открыть производство, начать работать, и им как бы всё нормально, то почему этого не делают российские предприниматели?
И. Федяков: В стоимости изделия большую долю занимает стоимость бренда. И зачастую технологии, оборудование, материалы, которые используются для выпуска того или иного изделия, идентичны у разных компаний и у разных брендов. А вот стоимость самого бренда может определять цену конечного изделия и многократно её менять. В каждом конкретном случае очень важен бренд. И те западные компании, которые представлены на российском рынке, успели сформировать определённую узнаваемость и лояльность населения к своему бренду. Сейчас, имея вот эту составляющую своего бизнеса, локализовать производство не так-то сложно. Потому что сложнее всего – продать продукцию.
Произвести продукцию в современном мире не так сложно, сложно её продать. Поэтому известные нам европейские марки хорошо представлены на российском рынке. Кто-то из них уже локализует производство здесь, потому что это позволяет обеспечивать снижение себестоимости, снижать логистические издержки, а в ряде случае избегать таможенного налогообложения, которое, кстати, немаленькое, если легально завозить продукцию. Поэтому производители уже как бы стремятся выпускать эту продукцию на территории России, потому что определённые объёмы сбыта есть, и, соответственно, надо обеспечить хорошую экономику этого процесса.
Рынок у нас достаточно большой. Ежегодно россияне потребляют на 3 трлн рублей всевозможных изделий (одежды, обуви, детской одежды, нижнего белья, текстиля и т.д.) Вся эта совокупность продаж ежегодно составляет 3 трлн рублей. И, несмотря на кризис, несмотря на все экономические трудности, которые мы переживаем, эта сумма на самом деле не только не упала, но даже и приросла немного. Потому что из-за инфляции, которая была в 2014, 2015 и 2016 годах, в деньгах эта сумма даже немножечко приросла. И сейчас это больше 3 трлн рублей.
Россия – очень большой рынок, один из крупнейших рынков Европы. Даже несмотря на то, что рубль девальвировался на текущий момент и разговоры о том, что тот или иной бренд ушёл из России и закрыл все магазины, либо же перестал поставлять свою продукцию. Но проходит год-два, и через какое-то время эти бренды возвращаются на российский рынок, потому что таких ёмких рынков, как российский, не так-то много в мире.
У российского рынка есть определённые особенности. Первое – климатические особенности, которые заставляют покупать больший объём верхней дорогостоящей одежды. Другие страны, живущие в более комфортном климатическом поясе, просто не покупают ни шуб, ни курток, ни пуховиков, ни обуви столько, сколько покупают россияне. Во-вторых, у нас есть особенности менталитета. Женщины, например, любят одеваться в России красиво. И, по сути, стараются в меньшей степени экономить на своей одежде и продолжают достаточно активно её покупать. Ну и так далее. Есть ряд причин. Ну и просто Россия – достаточно большая страна: (145 млн человек) населения, и все они каждый день ходят в обуви, надевают, соответственно, какую-то одежду, которая имеет свойство изнашиваться, что требует её постоянного обновления.
Санкции как-то влияют на российскую лёгкую промышленность?
И. Федяков: На текущий момент санкции никак не затрагивают лёгкую промышленность, потому что ни европейские, ни антироссийские санкции не касаются производства одежды. Здесь абсолютно мы не связаны. Скорее, на рынок очень сильное влияние оказало снижение покупательной способности населения, которое произошло в 2015-2016 годах из-за этих экономических событий, которые были, и, конечно, девальвации рубля, когда большой объём продукции, которую ранее было комфортнее импортировать из Европы, Азии и других стран, просто стало не выгодно импортировать сюда, потому что потребители не могли эту продукцию приобретать. Да и сейчас многие потребители пока не имеют достаточных доходов для того, чтобы в полном объёме покупать одежду. Кстати, одежда являлась одним из наиболее часто упоминаемых способов экономии. Именно на одежде россияне в большей степени экономили в 2015-2016 годах. То есть, они не могли отказаться от еды, от услуг связи, услуг транспорта, каких-то других повседневных нужд. А вот именно на одежде многие стремились сэкономить. Поэтому, конечно, рынок достаточно резко снизился в 2015 году. Падение составляло более 20 процентов рынка. Далеко не все могли пережить такое драматическое падение. Но рынок восстанавливается, и он будет восстанавливаться дальше. Поэтому это делает очень привлекательной работу на российском рынке как европейских, международных компаний, так и, конечно, российских. Другой вопрос, если требуется поддержать российского производителя, вот здесь возникает вопрос, насколько те меры, которые применяются, эффективны для того, чтобы российских производителей мы поддержали.
Да, часто обсуждаются меры, связанные с субсидированием производства, с какими-то льготами и т.п. Но, на мой взгляд, самыми эффективными мерами являлись бы меры, связанные с поддержанием спроса на отечественную продукцию.
Деньги предлагаете раздать населению? Или талоны на покупку продукции отечественного производства?
И. Федяков: Несколько лет в России обсуждается комплекс мер, связанных с поддержкой малоимущего населения. Эта программа уже обсуждается и, более того, реализуется. Это некая система карточек, которая позволила бы тем людям, которые в силу каких-то обстоятельств, не могут себя полностью обеспечить, начислять эти деньги. На эти деньги можно было бы с помощью электронных систем ввести некое ограничение по расходованию. То есть, эти деньги нельзя было бы тратить на спиртное, на сигареты, на какие-то другие вещи. Это один из способов.
Второй способ. Это развитие экспорта. Сейчас наблюдается тенденция к тому, чтобы продукция шла на экспорт. Но для того, чтобы это происходило, она должна быть привлекательной на внешних рынках. Недавно представители интернет-сообщества предложили Минфину сделать то, что делает весь мир: при экспорте, при вывозе за пределы страны продукции, купленной через Интернет, обнулять НДС. Так делает весь мир. К сожалению, Минфин РФ от этой инициативы отказался.
Полностью беседу с экспертом слушайте в аудиофайле.