Авторские материалы Тёмная сторона каршеринга

6 сентября 2017, 19:00

Персоны

Автоугонщики и мошенники атакуют сервисы каршеринга. Злоумышленники попадаются на том, что ездят под чужими аккаунтами, скручивают детали автомобилей или воруют бензин. О темной стороне каршеринга - в сюжете экономического обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

Мошенники всерьез взялись за каршеринг. В одной только Москве по дорогам колесит 2 500 машин, принадлежащих сервисам краткосрочной аренды. Около 300 000 водителей регулярно пользуются их услугами. По мере роста арендного автопарка растет и число преступлений. Чаще всего нарушители попадаются на незаконном завладении чужим аккаунтом, то есть ездят под чужим именем. Учитывая особенности работы каршерига (подача документов и оплата происходят дистанционно), фактически это - разновидность угона, говорит замгендиректора компании "Делимобиль" Станислав Грошов.

ГРОШОВ: Некоторые пользователи пытаются покупать аккаунты либо предоставлять поддельные документы, приобретённые в Интернете. Ну и дальше уже под фейковыми аккаунтами пытаются передвигаться на наших автомобилях. Мы это квалифицируем как незаконное завладение транспортным средством, так как нет отношений с пользователем, который должен был зарегистрироваться под своим именем и прикрепить свою собственную банковскую карточку.

"Каршер-угонщики" работают по трем основным схемам. Схема первая: они покупают данные у людей, которые готовы продать по Интернету свои собственные фотографии, снимки паспорта и водительских прав - для регистрации в сервисе этого достаточно. Схема вторая: используется база украденных данных. Добывают их примерно так: составляется объявление о дешевой продаже машины или квартиры, потом в переписке у покупателя выуживаются снимки документов и его лица. Ну и третий вариант (чаще его используют школьники): берутся данные и фотографии родственников без их ведома. Из этого материала и неавторизованных сим-карт можно наклепать много аккаунтов на чужие имена. В Интернете их продают по 500 - 600 рублей за штуку. Гарантии того, что вас не поймают, нет никакой, предупреждает основательница компании BelkaCar Екатерина Макарова.

МАКАРОВА: У всех крупных каршерингов все отслеживается. У нас есть служба безопасности. Плюс мы сейчас просим делать селфи в реальном режиме. И собрано много данных о мошенниках. Так, у нас было 4 попытки угона - все предотвращены. Одна банда снимала фары, причем не только у нас, но и использовала "Белку", чтобы снимать фары с других автомобилей. Их тоже поймали.

Однажды угонщиков поймали уже на стадии продажи машины - они ее разобрали на детали и пытались реализовать через мастерские. В другой раз преступники пересекли на арендованном автомобиле половину страны и добрались до границы с Абхазией, где их и задержали. Правда, чаще основной умысел угонщиков - просто покататься без документов. Помимо школьников, так делают те клиенты, которых включили в черный список за частые нарушения. Они покупают аккаунты, потому что их собственный уже везде заблокирован. Также есть люди, которые используют каршеринг с целью подзаработать на извозе, что запрещено и законами, и правилами сервисов. Таких "таксистов" тоже вычисляют и отключают, говорит Станислав Грошов.

ГРОШОВ: Таксовать в наших автомобилях все-таки не очень выгодно, хотя некоторые и пытаются. У нас есть ограничение по пробегу. Если машина берется на сутки, то свыше ограничения идет увеличенная оплата. И, конечно же, мы видим весь путь клиента - как он передвигался, с какой периодичностью. Программа все видит, "отбивает" такие поездки и сообщает нам о них.

Это далеко не полный перечень того, с чем сталкиваются подобные сервисы. У каршеринговых машин скручивают фары, меняют шины, выносят из салона элементы панелей и даже щетки. В связи с этим одна из компаний недавно даже устроила шутливую акцию: пользователям предлагали бесплатно взять такую щетку в офисе, если у них появилось желание прихватывать ее из машины. Один клиент-таки приехал и попросил выдать ему щетку.

Отдельная тема - кража бензина. У всех компаний по-разному организована заправка. Например, клиенту возвращают деньги за топливо по фотографии чека или заправляют по цифровому паролю (который сообщают по телефону), или просто выдают специальную топливную карту. Разумеется, находятся люди, которые таким же образом пытаются заправить свою машину вместо каршеринговой, рассказывает Екатерина Макарова.

МАКАРОВА: Там стоит система "топливного антифрода". И когда есть несоответствие действий, мы это видим. Если совершена транзакция, но счёт не пополнился (там, естественно, стоят датчики) - мы понимаем, что люди сливают бензин. И тут же штрафуем или отключаем их от сервиса.

Отключение от сервиса - это меньшая из проблем для людей, решивших нарушить правила. За кражу деталей, топлива и порчу автомобилей компании каршеринга оперативно сдают своих клиентов в полицию. Самая серьезная ответственность ожидает тех, кого поймают с чужим аккаунтом за рулем - им грозит до 5 лет лишения свободы, если будет доказан автоугон.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация