Авторские материалы Ешь, молись, лети
Персоны
Самое вкусное питание оказалось на рейсах среднеазиатских компаний. Рейтинг, составленный авиапассажирами стран СНГ, вывел на лидирующие позиции самолетную кухню восточных республик. Россия в рейтинге попала на третье место - за счет региональных сибирских перевозчиков, у которых встречается богатое меню. По рассказам опытных путешественников, это, скорее, исключение из правил. Большинство авиакомпаний предлагает стандартное меню - как будто из одной кухни. Чем сейчас кормят в самолетах и есть ли выбор у пассажира, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
До появления реактивных самолетов в нашей стране питание на борту как таковое отсутствовало. Первые действительно долгие, беспересадочные рейсы стали возможны с вводом в эксплуатацию легендарного Ту-104. Регулярно его начали использовать с середины 50-х годов на маршрутах Москва-Омск и Москва-Иркутск. Тогда же в СССР были созданы цеха бортового питания. Они должны были обеспечивать бесперебойную поставку на рейсы "Аэрофлота" готовых блюд.
Принципы их работы с того времени почти не изменились. Кухня "Аэрофлота" остается своеобразным стандартом, а все другие компании либо пользуются общими цехами при аэропорте, либо готовят сами, пытаясь перещеголять конкурентов как в экономклассе, так и в премиальных. Комментирует гендиректор Фонда развития гражданской авиации Олег Смирнов.
СМИРНОВ: В современных самолетах можно подготовить любую пищу. Солидные авиакомпании предлагают выбор национальных кухонь. А это можно сделать только при высоких возможностях бортового оборудования. Кухня японская, китайская, таиландская, кошерная - вот до чего сегодня дошло. Все это производится на фабриках бортового питания и подается на борт по заказу авиакомпании.
Судя по последнему рейтингу, исследовавшему перевозчиков стран СНГ, в плане бортовой кухни выделяются компании Узбекистана и Казахстана. Их очень хвалят за сытную, почти домашнюю еду и разнообразие блюд. Вероятно, это как-то связано с восточными традициями, потому что в глобальных рейтингах бортовой еды обычно лидируют либо турки, либо арабы. У них даже в экономклассе раздают полноценные ресторанные обеды, а в бизнес-классе на рейсах присутствует шеф-повар, в полете до 5 раз меняют блюда и наливают марочное вино.
На рейсах в Среднюю Азию - все скромнее, но пивом и вином поят даже в экономе. Кстати, как и на молдавских рейсах, что очень сильно продвигает местные компании в кулинарных рейтингах. Комментирует главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров:
ГУСАРОВ: Я не исключаю, что там действительно кормят неплохо. К сожалению, мне не довелось быть пассажиром этих авиакомпаний и на собственном опыте убедиться. С другой стороны, если мы говорим о полетах в Россию, их объемы перевозок столь незначительны по сравнению с нашими компаниями, что выборка получается не столь репрезентативная.
Правила питания у всех компаний одинаковые: если рейс длится более 3 часов - должна быть хотя бы одна подача, более 6 часов - по меньшей мере 2 приема пищи. Меню законом не регламентируется. Одни компании выдают простой паек (печенье, кексы, вода), другие - разогреваемый набор из цеха (коробочка с гарниром + на выбор мясо/птица/рыба, салат, чай/кофе), третьи - подогретую еду из собственной фирменной кухни.
Стандартное меню принято обновлять хотя бы раз в полгода. Дополнительные спецменю - вегетаринские, диетические, религиозные - нужно заказывать заранее после покупки билета. Некоторые из них - сезонные - например, постные. Некоторые зависят от маршрута - халяльные и индийские чаще попадаются на восточных рейсах. Иногда они идут за небольшую доплату, около 500 рублей. Например, кошерные блюда к вылету доставляют из ресторанов, имеющих соответствующий сертификат. Для авиакомпании это довольно затратная процедура, однако от нее не отказываются. Иметь кошерную и халяльную еду на борту считается правилом хорошего тона, продолжает Роман Гусаров:
ГУСАРОВ: Я полагаю, что это не столько желание как-то выделиться и показать, что вот мы круче других, мы это можем сделать, сколько компании тем самым привлекают людей, которые действительно четко соблюдают свои религиозные правила. Такие люди, как показывает практика, не просто более требовательны в еде, но и еще зачастую более состоятельны, а значит - и чаще летают.
Среди заядлых путешественников религиозное меню всегда пользовалось особым спросом. Те, кто "в теме", заказывают только халяльное или кошерное (если есть возможность сделать это бесплатно), зная, что это будет качественная ресторанная еда, а не стандартная коробочка, как у всех остальных. По этой причине с недавнего времени на коротких рейсах в экономклассе религиозное меню больше не подают.
Впрочем, остается интересная опция с детским меню. Почти на всех дальних рейсах сегодня оно есть. От взрослого отличается тем, что там используют только натуральные продукты: овощи, крупы, диетическое мясо. По регламенту детям первым раздают питание. Поэтому если полет планируется с ребенком, имеет смысл бронировать детское меню заранее перед вылетом.
Взрослые пассажиры обслуживаются в порядке класса перелёта, в зависимости от близости к проходу и к печке для разогрева. Из-за особенностей конструкции самолета последними свою еду получают те кто, сидят либо в центре салона, либо в хвосте.
Вопреки распространенному мифу, члены экипажа обычно питаются тем же, чем и пассажиры. Еще одна легенда, связанная с самолетной кухней, гласит, что это дорого, и якобы поэтому чартеры и лоукостеры не включают стоимость питания в билет. На самом деле в структуре расходов кухня занимает всего 0,1%. Причем основные затраты - это транспортировка, погрузка, подогрев и утилизация. Себестоимость самих продуктов ничтожно мала.