Авторские материалы "Лишним" пассажирам – 10-кратную компенсацию: узаконят ли овербукинг?

18 сентября 2017, 17:19

Персоны

Жертвам овербукинга предлагают возвращать 10-кратную стоимость билета. Сейчас перепродажа мест никак не регламентируется, чем пользуются авиакомпании. Как новая норма решит проблему "лишних" пассажиров, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.

Пассажир должен вовремя улететь по своему билету, считают в Госдуме. Там предложили наказывать авиакомпании за перепродажу уже купленных мест - овербукинг. Вместо копеечных штрафов перевозчик должен выплатить гражданам компенсацию за испорченный полёт - 10-кратную стоимость купленного билета. Комментирует инициатор закона, первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских.

АНАНСКИХ: Рейс может быть транзитным - люди едут в отпуск, командировку, то есть в любом случае это неприятная новость, хотя люди сделали всё, что должны, чтобы лететь этим рейсом. И чтобы авиакомпаниям это было невыгодно, вносится законопроект, по которому они должны выплачивать 10-кратный размер стоимости билета.

Сегодня в российском законе нет понятия "овербукинг". Авиакомпании этим пользуются и продают на рейс чуть больше билетов, чем есть в наличии. В большинстве случаев трюк с двойной продажей мест проходит, ведь, по статистике, каждый десятый пассажир по разным причинам не добирается до аэропорта вовремя. Но если на рейс зарегистрировались  все, "лишних" людей просто не пускают в самолёт, а предлагают лететь следующим рейсом (если там есть свободные кресла). Получить компенсацию за испорченный перелёт практически невозможно, отмечает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Перевозчики якобы ни при чём и всё сваливают на технический сбой в системе бронирования, которая "задвоила" продажи.

ЯНКОВ: Я считаю, что сознательный овербукинг вообще подходит под статью Уголовного кодекса "Мошенничество". У вас в самолёте - 76 мест, а вы продали 80 билетов. То есть вы начинаете торговать воздухом. И здесь, может быть, не так важно, сколько получит пассажир: может быть, 10-кратная компенсация - и многовато, хватило бы 5-кратной. Важно, чтобы авиакомпания за это была наказана.

Если авиакомпания всё же попалась на перебронировании, максимум, что ей грозит - штраф в 20 000 - 30 000 рублей. Но перевозчики с успехом оспаривают и эти мизерные выплаты. На днях арбитражный суд отменил наказание, вынесенное российскому лоукостеру, оштрафованному за отсутствие места в самолете для пассажира с билетом. Для сравнения: в Европе штраф за овербукинг достигает 600 евро. В США компенсация достигает 1 500 долларов (в пересчёте это почти 90 000 рублей).  

Впрочем, многократные компенсации пассажирам вряд ли решат проблему, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Подобные ситуации далеко не всегда возникают по вине авиаперевозчика. Например, мест может не хватить после замены неисправного самолёта на другой, в котором пассажирских кресел меньше. Если закон о 10-кратной компенсации будет принят, билеты могут подорожать.

ГУСАРОВ: Компании переложат свои дополнительные расходы на пассажиров. То есть на доли процента, а может быть, и на проценты поднимут стоимость авиабилетов, чтобы выплачивать эти штрафные санкции. Проблему надо решать комплексно: надо легализовать овербукинг, надо создавать специальный закон - где можно и нельзя его применять.

О таком законе давно просят сами российские авиаперевозчики. 2 года назад Минтранс также предлагал узаконить перебронирование. Компаниям могли официально разрешить отказывать некоторым пассажирам в перелёте при объединении рейсов или замене самолета. Но инициатива так и не пошла дальше обсуждений. Тем более что при легализации овербукинга нужно будет правильно расставить акценты - что это не повсеместное разрешение продавать места, которых нет, а способ защиты пассажира, которому обеспечат достойную компенсацию. Опасения, что эти акценты могут сместиться, не позволяют пока легализовать овербукинг.

Многим не понравилась и нынешняя идея о 10-кратной компенсации. Так, глава думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил, что сумма штрафов за овербукинг должна быть обоснована, а не взята "с потолка". Член профильного Комитета по транспорту Александр Васильев также считает, что у законопроекта мало перспектив.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация