Авторские материалы Недолечили – расплатитесь: медики ответят за неквалифицированную помощь
Персоны
180 000 рублей коммерческая клиника города Коврова должна выплатить девочке-пациентке и ее матери за осложнения после лечения ОРЗ. К такому выводу пришел Владимирский суд, изучив конфликт между пациентом и доктором. Пострадавшей самой пришлось доказывать, что был нарушен регламент лечения. А должна ли помогать в этом страховая компания? Выясняла корреспондент "Вестей FM" Марина Костюкевич.
Жительница Коврова обратилась в детскую частную клинику. У ее дочери начался кашель. Врач поставила диагноз "ОРЗ" - обструктивный бронхит. Назначила лечение. Мама четко соблюдала рекомендации, и девочке стало лучше. Через 8 дней ребенка выписали и разрешили посещать детсад. А через 4 дня после выписки девочка попала в реанимацию с пневмонией.
Мама не сомневалась, что в осложнении виноваты медики, и подала на них в суд. В иске указала: ребенок получил неквалифицированную помощь, что повлекло физические и нравственные страдания. И попросила взыскать компенсацию за это. Суд встал на сторону матери и обязал медиков выплатить 180 000 рублей за недостаточное лечение. Врач должен был проконтролировать, полностью ли излечился ребенок. То есть провести соответствующие исследования, чтобы понять, не пошла ли инфекция дальше, говорит врач-педиатр с 30-летним стажем Лариса Аникеева.
АНИКЕЕВА: Запросто бронхит осложняется пневмонией. Что нужно сделать при обструктивном бронхите? Расширить эти бронхи, чтобы мокрота удалялась. А если неквалифицированное лечение и этот бронхоспазм не снимается, тогда мокрота, естественно, оседает в мелких бронхах и может вызвать пневмонию.
Если пациент недоволен действиями врача, особенно если налицо неквалифицированная помощь, должна вмешаться страховая компания. Ведь там заинтересованы в том, чтобы деньги, выделенные на лечение, пошли по назначению. Но обращение в страховую компанию возможно только в том случае, если эта клиника включена в систему ОМС, поясняет юрист, член Общественного совета по защите прав пациентов при Минздраве, доктор медицинских наук Алексей Старченко. Тогда весь юридический процесс страховая компания берет на себя.
СТАРЧЕНКО: Она проводит профессиональную экспертизу, то есть нанимает экспертов, которые смотрят документацию и ищут дефекты. Находят и в акте экспертизы указывают. И этот акт экспертизы является в суде доказательством вины медорганизации.
Если же клиника не включена в систему ОМС, то есть оказывает коммерческие услуги напрямую пациенту, в этом случае предъявлять претензии и доказывать неверность действий врачей приходится самому пациенту. Клиника может приводить контраргументы и должна отвечать на все запросы. В случае если пациента пришлось долечивать, свою помощь может оказать медицинская страховая компания, которая работает с больницей - той, что исправляла последствия неверного лечения или осложнения, продолжает Алексей Старченко.
СТАРЧЕНКО: Тут страховая компания может помочь. Для повторного лечения ребенок был госпитализирован в медицинскую организацию, допустим, включенную в систему ОМС. И страховая компания, например, имеет доступ к этой документации, изучает ее. Например, что ребенок поступает в приемное отделение с такими-то симптомами. И эксперт страховой компании уже может, изучив ситуацию, экстраполировать свои выводы и на предшествующий этап.
Однако этап амбулаторного лечения может из этой схемы выпасть. Пациент должен сам доказывать, что когда он лечился дома, соблюдал все предписания врача. Для этого необходимы чеки из аптек, протокол записей посещения процедур, больничный лист родителей, возможно, свидетельские показания и так далее. Но даже если такие доказательства не собраны, это не снимает ответственности врача за ошибку или халатность.
По статистике, ошибочный диагноз и, как следствие, неверно избранное лечение - самая распространенная претензия пациентов. Врачи, как правило, в ответ ссылаются на то, что недообследовали больного. Скорее всего, в Коврове врач также нарушил регламент обследования, полагает председатель общественного совета Общества защиты прав пациентов Андрей Хромов. Чтобы в будущем такого не происходило, Минздрав рекомендует единую схему лечения.
ХРОМОВ: Минздрав активно вводит регламенты обследования пациентов, которые обращаются в поликлинику. На сегодняшний день это рекомендательный характер носит, но в скором времени это будет обязательным для врачей. Когда пациент обращается к доктору, у того будет четкий алгоритм - что нужно сделать, какие анализы провести и какое назначать лечение.
Если же врач избирает свою схему лечения, то он обязан объяснить, почему он это сделал. Эксперты уверены, что это позволит избежать врачам встреч с пациентами в залах суда.