За кадром Довоенные советские мотоциклы и "автомобиль Штирлица"

15 сентября 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.
Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – руководитель мастерской по реставрации старинных автомобилей Сергей Симонов.

Сегодня мы говорим с ним не только о реставрации старинных автомобилей, но и о личной коллекции Сергея Симонова. Коллекция эта не очень большая, всего пять автомобилей, но очень интересная.

Мы не раз встречались с Сергеем в студии, говорили о том, как реставрируют старинные автомобили. Он поведал нам много интересного, и лично для себя я определил, что процесс реставрации и восстановления ретромобилей – это не просто работа мастеров: жестянщиков, электриков и мотористов, а это целое искусство.

Предлагаю сегодня несколько изменить формат нашей программы и перейти от вашей мастерской к вашей коллекции. Я знаю, что у вас есть своя коллекция старинных автомобилей. Сколько там машин? И какой автомобиль наиболее вам дорог и почему?

С. Симонов: У меня не много машин, всего пять автомобилей. Я поставил себе задачу, чтобы, когда я буду перечислять, что у меня есть, это не занимало слишком много времени. А, во-вторых, чтобы при каждом назывании люди не говорили мне, что у них это тоже есть, а чтобы у них отвисала челюсть. И самое главное, когда коллекция большая – 30-50 автомобилей, то собственники этой коллекции становятся её рабами, потому что её нужно содержать, ухаживать, нужно поддерживать тепло в помещении. И вообще само помещение должно соответствовать. И получается, что остановиться, дать задний ход уже нельзя. То есть, даже приостановиться уже нельзя, чтобы передохнуть. Я это достаточно вовремя для себя осознал, составил себе список и собрал полную коллекцию советских довоенных серийных мотоциклов.

Она у вас есть?

С. Симонов: Да. У меня не все мотоциклы отреставрированы, потому что для некоторых мотоциклов определённых запчастей ещё не могу найти, чтобы их доукомплектовать. То есть, они ещё находятся в процессе комплектации. И всего у меня пять автомобилей.

А что это за машины?

С. Симонов: Была у меня давняя детская мечта иметь "машину Штирлица". Это "Мерседес 230". Именно в такой комплектации, как у Штирлица. Она не является предметом зависти у коллекционеров, потому что, да, это красивая, элегантная машина, но не кабриолет. Так как, если это "Мерседес", то он, прежде всего, должен быть кабриолетом. Коллекционеры считают так. Но это была моя мечта, и своего рода галочку я себе поставил.

У меня ещё есть "КИМ" и есть "НАМИ-1".

Я где-то читал, что автомобиль "КИМ" был выпущен количеством чуть ли не более 500 экземпляров?

С. Симонов: Меньшим количеством. Всего 469 машин. История этого автомобиля такова. В 1940 году подготовили его к выпуску, государственная комиссия одобрила его, и сделали первый пробный запуск. Происходило это в Москве на заводе "Коммунистический интернационал молодёжи" (территория нынешнего АЗЛК). Произвели первую партию автомобилей. Она отправилась к потребителям, но тут начались жалобы, огромное просто количество, с возвратами, с рекламациями. Производство автомобиля было приостановлено, а сам он был отправлен на доработку. А запустить уже доработанный образец помешала война. На сегодняшний день насчитывается, по моему реестру, где-то 13 автомобилей марки "КИМ", которые сохранились.

На территории России или на всём постсоветском пространстве?

С. Симонов: На постсоветском пространстве может ещё что-то и есть, но в основном это всё съехалось в Российскую Федерацию. По моим подсчётам, таких автомобилей насчитывается 13 штук.

"Москвич-401"… Это же немецкий "Опель", полученный по репарации. Станки были вывезены из Германии, и эту машину стали производить после войны у нас под названием "Москвич". А вот "КИМ"? Он же похож чертовски на тот же "Москвич" или тот же "Опель". И это было до войны.

С. Симонов: Там симбиоз. Потому что, если смотреть на внешние формы, то это очень похоже на довоенный "Опель". Причём была модель "КИМ 10-52", четырёхдверная. Она вообще похожа на "Опель Кадетт". Они как две капли воды похожи, как два близнеца-брата. Такая машина сохранилась в Политехническом музее, очень в ней прослеживается схожесть и в отделке интерьера. То есть, при проектировании автомобиля "КИМ" наши обращали внимание на "Опель". Но всю ходовую часть взяли от английского "Ford Prеfect".

И опять же "Опель" не рамный, с несущим кузовом. А "КИМ" был рамным, уже с металлическим кузовом. И "КИМ 10-52", который похож на "Опель Олимпию" и "Опель Кадетт", тоже был рамным и тоже на нём стоял металлический кузов. Кроме того, все агрегатные части: мотор, передняя подвеска, которая принципиально с "Опелем" разной, ничего там близкого нет, механические тормоза, приводной мост, колёса – всё было "фордовским".

А КИМ делал кабриолеты?

С. Симонов: Да. По одним сведениям, была одна машина. По другим сведениям, их было выпущено три. Была такая модель "КИМ 10-51". Многие думают, что эту машину снимали в фильме "Сердца четырёх". Помните эту довоенную картину?

Там в дверях был вырез.

С. Симонов: Это как раз и есть "Форд Префект".

Герой фильма говорит, что вот машина, которую они испытывают, и профессор отказался садиться в неё, сказав, что он лучше сядет в старую. А я всё не мог понять, что это за машина?

С. Симонов: Есть, сохранились отчёты об испытаниях. Когда машины "Форд Префект" попали на завод, их там испытали, и вся ходовая часть "КИМов" – от этой машины. У машины "КИМ 10-52" от "Форда Префекта" есть всего два отличия. Это нет выреза на дверях, о котором уже было сказано, и фары, встроенные в крылья. А на той машине, которая показана в фильме "Сердца четырёх", фары стоят на подножках. Вот два принципиальных отличия. Капоты почти такие же, приборы почти такие же, колёса... Это всё взято с этого автомобиля.

И капот тоже вот так невысоко открывается. Когда герой открывает в фильме капот, он такой, очень…

С. Симонов: Во-первых, он там аллигаторного типа, поднимается вверх. А у "Москвича" всегда капот открывался с двух сторон.

Вы упомянули "Мерседес" как у Штирлица, назвали "КИМ" и ещё…?

С. Симонов: "НАМИ-1". Эта машина безрамная. Принцип конструкции автомобиля, с одной стороны, до идиотизма прост, а с другой стороны, просто гениален. К коробке передач, которая является большой массивной конструкцией, прикручивается мотор, который висит на фланце. Сзади коробки передач прикручивается длинная труба кардана, внутри которой проходит карданный вал. К этой трубе кардана прикручивается задний мост, а сверху на задний мост ставится поперечная рессора, которая поддерживает качающиеся полуоси. И фактически труба кардана выполняет функцию рамы. Естественно, у меня кузова нет, потому что кузовов на планете сохранилось всего полтора. Он очень простой. Мы, когда до него дойдём, обязательно сделаем.

И где вы нашли "НАМИ-1"?

С. Симонов: Я не отвечу на этот вопрос. Это был серьёзный хороший обмен. Но по взаимной договорённости меня и того человека, с кем мы менялись, про это никогда не должно быть сказано. Отвечу, наверное, так: у меня долгое время был мотор, а у моего оппонента была вся ходовая. И мы на протяжении нескольких лет пытались друг друга убедить, кто из нас с чем должен расстаться: либо я должен расстаться с мотором, либо с ходовой частью должен расстаться оппонент. В результате мы в конечном итоге договорились, обмен был выполнен, и все остались довольны.

А история самого автомобиля "НАМИ-1" такова. Фабрика Ильина, которая была в Москве и которая выпускала кузова и кареты, была национализирована в 1918 году и стала называться заводом "Спартак". В 1927 году, когда на НАМИ инженер Шарапов разработал конструкцию шасси, встал вопрос о том, что нужно где-то выпускать кузова. Обратились на фабрику Ильина, и частично заказ был размещён на ЗИЛе. Вот кузова для НАМИ-1 и делали фабрика "Спартак" и ЗИЛ.

Когда наступил 1941 год, фабрика "Спартак" была эвакуирована в Нижний Новгород, и сейчас это ныне действующий и процветающий завод "Гидромаш". Где-то в 70-х годах директор завода к юбилею фабрики озадачился поиском автомобиля, нашёл его, и сейчас самая комплектная машина находится на заводе "Гидромаш" в Нижнем Новгороде.

Ещё машина реставрированная есть в Политехническом музее, у которых есть кузов. Ещё одно шасси есть у газеты "Авторевю", комплектное шасси. И четвёртое шасси, которое существует на планете, находится у меня.

Сергей, вы рассказали о трёх автомобилях. Это наши советские "КИМ" и "НАМИ-1", а также "Мерседес", как у Штирлица. Вам осталось назвать ещё два автомобиля из вашей коллекции.

С. Симонов: "Полуторка" (ГАЗ-АА) и ГАЗ-А.

ГАЗ-А – это та машина, которую можно увидеть в знаменитом фильме "Трактористы"?

С. Симонов: Да.

"Полуторку" знают все. Вот история вашей "полуторки", может быть, какая-то военная или нет?

С. Симонов: История "полуторки" и ГАЗ-А – это общая история. В конце 20-х годов (это 1928 и 1929 годы), когда стала ощущаться острая нехватка автомобилей в стране, советское правительство начало покупать машинокомплекты у "Форда". Началась их сборка в Москве и в Нижнем Новгороде на заводе "Гудок Октября". Приезжали в упаковках эти машинокомплекты, здесь они собирались, и Россия начала ездить на советских "Фордах". Потом был подписан договор о строительстве, и "Форд" построил производство, которое постепенно стало самостоятельным.

Первым серийным автомобилем, который выпускал Горьковский автомобильный завод, был ГАЗ-А. Это легковая версия. И ГАЗ-АА – это грузовая версия. То есть, с этого началась эпоха автомобилестроения в нашей стране. Потому что всё, что было до этого: НАМИ, АМО – это всё было мелкосерийным производством. А ГАЗ – это полномасштабное производство, благодаря которому, можно сказать, СССР оказался на колёсах, моторизированным благодаря Горьковскому автозаводу.

Вы сказали о том, что у вас есть коллекция всех мотоциклов, которые выпускались в СССР. Расскажите об этой вашей коллекции.

С. Симонов: Серийные советские довоенные мотоциклы... Их всего 9 штук. В моей коллекции только серийные мотоциклы. Экспериментальных мотоциклов того периода нет ни у кого. Семейство советских мотоциклов началось с производства в Санкт-Петербурге на "Красном Октябре" мотоциклов Л-300. Потом этот мотоцикл был модернизирован до Л-8 (это уже был четырёхтактный мотоцикл). У меня есть и Л-300 и Л-8. Потом производство мотоциклов передали в Ижевск, и там выпускали Иж-1, Иж-2. Это были единичные выпуски. А в массовый выпуск пошли уже Иж-7, Иж-8, Иж-9. Эти мотоциклы были выпущены в большом количестве. В зависимости от года выпуска одна модель сменяла другую. В 1940 году начали выпускать, запустили в производство Иж-12. Это четырёхтактный мотоцикл, которых было выпущено 56 штук. У меня один есть.

В Таганроге был завод, который выпускал ТИЗ АМ-600. Их достаточно большое количество было выпущено. У меня есть два, из которых один – гражданской комплектации, а другой – военной комплектации. И Подольский механический завод, так называемый мотоцикл "ПМЗ", в простонародье "Попробуй меня заведи". Это подмосковное производство, которое выпускало швейные машины. Мотоцикл тоже был показан в фильме "Трактористы". Иименно на "ПМЗ" в нём ездила Любовь Орлова.

Он был таким мощным большим мотоциклом?

С. Симонов: Это был самый мощный советский мотоцикл довоенной поры – 750 кубов, V-образный двухцилиндровый двигатель.

Очень интересно. У нас осталось совсем мало времени. Что бы вы пожелали, в том числе и тем, кто хотел бы заняться реставрацией старинных автомобилей?

С. Симонов: Я бы посоветовал им не гнаться за количеством и не гнаться за быстрым результатом. Потому что подчас очень многих людей потом посещает разочарование. Просыпается некто утром и говорит, что он теперь коллекционер автомобилей. И на следующий день у него есть и "Волга", и "Победа". И подешевле, и побыстрее, и кто это видит – такие основные тезисы в мышлении такого человек присутствуют. Время тратится, энергия, силы, деньги, а через какое-то время, когда уже начинают появляться какие-то результаты, этот человек начинает выводить технику на обсуждение и показывать результаты своего творчества, своей работы и натыкается на зону непонимания или, наоборот, даже какого-то отрицания. И в этот момент у него наступает разрушение надежд и ожиданий. А причиной является именно желание побыстрее.

В этой области я бы посоветовал тому, кто хочет на этом сконцентрировать и сосредоточить свою жизнь, быть более сдержанным и больше значения придавать стратегическому мышлению. Тогда вы будете иметь успех не только среди потенциальных посетителей автобусных остановок, мимо которых вы будете проезжать на своём автомобиле и у которых будете срывать овации, но и, оказавшись среди глубоких специалистов в этой теме, вы будете в рейтинге и зачёте. Все, кто этим творчеством занимаются, они все так называемые "моделисты". Им интересен не столько процесс обладания чем-то, сколько процесс воссоздания. Они, когда загораются какой-то новой идеей или мечтой, у кого-то это "Волга-21", у кого-то какой-то мотоцикл, то начинают жить процессом созидания. А когда эта мечта достигнута, у этих людей вновь появляется вспышка желания овладеть следующим уровнем. Настоящие автореставраторы увлекают иными вещами. И подчас для того, чтобы следующая вспышка, следующая мечта стала достижимой, иногда им приходится расставаться с предыдущей. То есть, им поступают предложения, а можешь ли ты это продать? Если востребовано то, что вы сделали, то есть это заслуженная работа, то на следующую мечту, которой вы загорелись, у вас будут средства. Если вы это делаете посредственно, то это остаётся у вас, оно не востребовано и подчас оказывается просто выброшенными деньгами.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

 

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация