Полный контакт У иракских курдов мощный стимул
Персоны
Обстановка на Ближнем Востоке. Гость - Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Ведущие "Вестей ФМ" – Владимир Соловьев и Анна Шафран.
СОЛОВЬЕВ: Ну что, товарищ полковник? Докладывайте, какая обстановка на фронтах?
БАГДАСАРОВ: "Каталонский фронт" пока в стадии развития. Я свое решение о "курдском фронте" расскажу.
Чтобы понимать, о чем идет речь и за что борьба начинается: в составе Ирака Иракский Курдистан как автономия существует с 1970 года, еще со времен Саддама Хусейна. Причем было принято решение под нашим давлением о создании этой автономии. Хотя автономия была символической, по понятным причинам - курды постоянно боролись за свою независимость.
Ценность этого региона, если сейчас брать основные курдские провинции – Дохук, Эрбиль, Сулейманию - так и то, что называется спорными территориями (точнее, курды уже не называют спорными территориями, они считают, что Киркук - уже не спорная территория, а их составная часть), – там находится, по некоторым данным, свыше 6 миллиардов тонн запасов нефти разведанных. И еще много чего не разведанного. Свыше 3,5 триллионов кубометров газа. Чтобы понимать, нефть – от 60 до 65 процентов всей иракской нефти. Большое количество залежей цветных металлов, золота. 75 процентов всех зерновых культур, которые выращиваются на территории Ирака. 50 процентов фруктов. То есть без этой территории Ирак – это не Ирак. Он никому просто не интересен, понятное дело.
Поэтому всегда борьба шла, чтобы держать под контролем эту территорию. Так как курды постоянно бастовали – постоянно шли репрессии, подавлялись восстания. Это чтобы понимать, куда мы идем сейчас. Крупнейшее подавление восстания было в 1988 году: Саддам Хусейн дал команду на проведение так называемой анфальской операции. Тогда за короткое время 182 тысячи курдов, в основном женщины, дети, старики, были погружены на армейские грузовики, вывезены и все расстреляны. Тогда никто и не заметил этого даже! 700 тысяч курдов было депортировано в концентрационные лагеря, где тоже многие из них погибли. Их селения, дома, а города были по несколько десятков тысяч человек, были бульдозерами сравнены с землей, и на их место были заселены арабы-сунниты, в основном, потому что Саддам Хусейн делал на них ставку. Кстати, все арабы-сунниты говорят: "Мы хотим жить в Иракском Курдистане". Они боятся преследований шиитских властей Багдада, потому что, как сказал в свое время Верховный муфтий суннитский Ирака: "У иракского народа есть две беды: одна – Исламское государство, другая – шиитская милиция, ничем друг от друга не отличающиеся". Поэтому они бегом бегут и ищут, как ни парадоксально, защиты у курдского населения.
То есть Иракский Курдистан – это очень серьезная, богатейшая территория. И понятно, что Багдад не хочет его отдавать, как не хочет и Тегеран отдавать, потому что он видит в Иракском Курдистане, при всем том, как там развивается ситуация, оппонентов. Сейчас все больше и больше к Ирану присоединился Эрдоган, обвиняя во всех кознях в Иракском Курдистане Израиль.
Полностью слушайте в аудиоверсии.