Авторские материалы "Сеть" Ким Ки Дука: между адом и раем
На российские киноэкраны выходит картина культового корейского режиссера Ким Ки Дука "Сеть". По сюжету фильма северокорейский рыбак случайно дрейфует к южнокорейским берегам и оказывается по ту сторону полуострова. А дальше - череда трагических событий, круто меняющих жизнь главного героя. Новую работу лауреата "Золотого льва" и многих других наград оценил кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
"Сеть": название картины кажется многообещающе многозначным. Что совсем не удивительно, ведь речь идет об анфан террибле и проклятом поэте корейского и - шире - вообще современного авторского кино Ким Ки Дуке, авторе таких картин, как "Остров", "Время", "Вздох", "Мечта", "Пьета" или "Мебиус". Однако на сей раз, как выясняется вскоре после начала фильма, обычно склонный к метафорам автор имеет в виду вполне определенный предмет. А именно - рыболовецкую сеть.
Его герой - обычный северокорейский рыбак, которому не повезло жить в приграничной зоне, совсем рядом с ненавистной Южной Кореей. В родных, еще не нейтральных, водах он ежедневно ловит рыбу, которой и питается сам, а также кормит свою семью - жену и ребенка. Своей небогатой жизнью герой фильма абсолютно доволен, пока с ним не приключается пренеприятный - то ли анекдотический, то ли трагический - казус. Его собственная сеть запуталась в моторе лодки, и ветер погнал утлое суденышко в сторону неприятеля. Нет бы рыбаку сигануть за борт, но сеть и лодка дороже жизни; будто загипнотизированный, он остается на борту и скоро оказывается в руках враждебных капиталистических спецслужб.
Так начинается кафкианская трагикомедия, решенная неожиданным для Ким Ки Дука образом: в очень традиционном, почти телевизионном стиле, духе и ключе, практически без формалистических вывертов и экспериментов, режиссер рассказывает эту историю, которая насколько реалистична, настолько же и сюрреалистична. В ней достаточно подводных камней и обертонов, чтобы не утяжелять ее дополнительными изысками. Итак, рыбака допрашивают. Тут пряник, там кнут. Что хотел, к чему стремился? Неужели случайность - и правда случайность? Не может быть, здесь дело нечисто. Если попал в сеть судьбы случайно, отчего не радуется тому, что попал из ада в рай? Но дома у героя - семья, да и самого дома ему жалко, он хочет на родину. Значит, шпион. Чего хотел добиться, что собирался выведать? Все усилия спецслужб пропадают втуне. И тогда несчастного решают отпустить обратно, куда он так стремится, да еще и подарить игрушку для ребенка.
Рыбак счастлив, наконец-то жизнь наладится… Но не тут-то было. Для своих он отныне тоже чужой, тоже подозрительный: не то псих, не то шпион. Нагромождение фантасмагорических деталей и поворотов впечатляет тем сильнее, чем отчетливей ты понимаешь: именно так дело могло бы обстоять в реальности.
Нельзя сказать, что две политические и полицейские системы совершенно равноценны, но к гражданам они равнодушны в полной мере. И для южан, и для северян те - разменная монета, а не личности со своими интересами, взглядами и правами. Чуть простоватый по пафосу, но, безусловно, благородный правозащитный манифест Ким Ки Дука - свидетельство гражданской и человеческой зрелости. Пусть в кинематографическом отношении "Сеть" явно уступает ранним, более провокационным и неожиданным работам мастера. Очевидно, такова цена взросления.