Авторские материалы Российское вино - пить

13 декабря 2017, 13:30

Персоны

Магазины и рестораны могут обязать продавать российское вино. Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу установить квоту не менее 30% для отечественной продукции на торговых полках и в меню. Об этом пишет РБК со ссылкой на источники в министерстве. Квоту прорабатывают по просьбе ассоциации крымских виноделов. По заявлениям производителей, они теряют долю на рынке из-за того, что торговые сети сокращают закупки российских марок. Ретейлеры на это говорят, что россияне сами предпочитают импортное вино. Обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов разбирался в теме.

Российское вино сдает позиции импортному. В этом году оно продается хуже, и нет единой версии, почему так получилось. Торговые сети говорят, что россияне просто охладели к российским напиткам. Производители считают, что виноваты продавцы и импортеры, они буквально навязывают зарубежное вино покупателю. Стоимость российских марок за годы санкций особо не поменялась, а вот импортные, и особенно европейские, - дешевеют подозрительно быстро. Это демпинг на уровне целых государств, бороться с которым простому бизнесу невозможно, говорит президент "Союза виноградарей и виноделов России" Леонид Попович:

ПОПОВИЧ: По непонятным для нас причинам в Испании, Италии, Франции производители вдруг начали делать невероятно дешевое вино. Такого дешевого вина у них в даже в своих магазинах нет. Они отпускают это вино нашим оптовикам по 60-70-80 евроцентов! И они прибегают сюда к нам, начинают конкурировать с нашими винами. Вот и попросили государство что-то сделать с этим дешевым импортом. 

Точно также нас заваливали дешевой свининой, курицей и тростниковым сахаром, говорит эксперт. В таких случаях российское правительство вводило дополнительные пошлины, квоты или ограничения на зарубежные товары. С вином похожая идея не прошла, в Кабмине ее не поддержали. Теперь виноделы зашли с другого конца - предложили вести поддерживающие квоты на отечественные марки. Предварительно эту меру одобрили, ее сейчас прорабатывают в Минсельхозе.

Представители торговли и ресторанного бизнеса признаются, что они не в восторге от возможного введения квоты на российские вина. Очень напоминает алкогольную монополию, рассуждает президент Барменской ассоциации России Сергей Цыро:

ЦЫРО: У нас в регионах подобное происходило, а местами и до сих пор происходит. Выглядит так: губернатор построил свой ликеро-водочный завод и заставляет рестораны и магазины в этих регионах брать только его водку. Там, где к этому жестко подходят, ходят-проверяют, это работает. Я как владелец бизнеса скажу: мне совершенно все равно, на чем зарабатывать. Если будет продаваться наше вино, то почему бы и нет? Кто же против?

Уже описаны схемы, с помощью которых импортеры смогут обойти квоту. Создается вино какой-нибудь новой российской марки (или берется одна из существующих), в бутылку заливается дешевый импортный виноматериал и выставляется на продажу как отечественный напиток. Так делают и сейчас, но под импортными этикетками вина продаются лучше. Со слов ретейлеров, россияне еще не привыкли к тому, чтобы ставить в один ряд отечественные и зарубежные марки, поэтому считают, что российские все-таки должны быть дешевле. И у этого есть объективные причины, считает пресс-секретарь "Азбуки вкуса" Андрей Голубков, по соотношению цены и качества наши пока не дотягивают:

ГОЛУБКОВ: Много вина на рынке не доходит до наших прилавков, потому что мы его не допускаем. Мы считаем, что качество пока еще хромает у некоторых российских компаний. Здесь проблема, что и выбор не очень широк, и среди хороших цена достаточно высокая для рядового потребителя. 

Совершенно другая картина в бюджетных супермаркетах. Там доля российского вина держится даже выше той квоты, которую сейчас обсуждают в правительстве. Россияне со средним достатком хорошо берут отечественное вино и в будние дни, и на праздники, замечает представитель "Дикси" Владимир Русанов:

РУСАНОВ: Доля российского вина в ассортименте торговой сети "Дикси" составляет более 30%. Спрос на эту продукцию стабильный, и даже можно сказать, что он растет в периоды праздников. 

Удивительно, но примерно такие же цифры называют в торговых сетях "Перекресток", "Пятерочка" и "Виктория". У них тоже треть выставленных вин - российских марок. Получается, если квоту введут, ничего и не изменится.

Впрочем, производители вин говорят, что это показное разнообразие. Большая часть ассортимента все равно идет из Италии, Франции, Испании. Хорошие российские вина постепенно заменяются винами Нового света. Отечественным поставщикам пробиться на полку сложно. У них, как правило, меньшие объемы поставки, чем у импортеров. За это наших виноделов как бы  "штрафуют", требуя предоплату и бонусы за право выставить свой товар в популярной торговой сети рядом с именитыми зарубежными марками. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация