Железная логика Отечественная металлургия внушает оптимизм

18 декабря 2017, 16:05

Персоны

Об успехах России в металлургии рассказывают первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв и президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. Ведущие - Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.

МИХЕЕВ: Сегодня мы поговорим в целом о промышленности, в частности, о металлургии. Я хотел бы, Владимир Владимирович, с вас начать. На ваш взгляд, ситуация в экономике, в обрабатывающей промышленности, в производстве готовой продукции, какова она сейчас? Потому что есть две крайние точки зрения: первая, что замедление падения – это уже шикарный рост, а есть другая, что, вообще, все пропало, ничего не происходит. Как вот в 90-е годы рухнуло, так оно все и лежит в руинах, только в воспоминаниях остались большие заводы и гигантские стройки, хорошо, работающие предприятия и так далее.

ГУТЕНЕВ: К счастью, воссоздание заводов - больших и малых - идет довольно быстрыми темпами, возникают и новые предприятия, но главное – происходит техническое перевооружение с поставкой нового оборудования, введением в строй новых мощностей. И если мы хотели бы заразиться таким квасным патриотизмом, то, наверное, стоило бы в первую очередь обсуждать успехи оборонки, успехи военно-технического сотрудничества, где в этом году мы снова выйдем более чем на 15 миллиардов долларов экспорта продукции, соответственно, успехи в авиастроении, восстановление тех компетенций, которые в какой-то степени были утрачены. Но поскольку у нас сегодня речь идет о металлургии, надо понимать, что, во-первых, здесь два больших блока. Если металлургия цветная, то я бы не стал говорить о сдержанном оптимизме, я говорил бы об оптимизме просто, потому что существует очень хорошие перспективы для наших "цветников", и это – долговременный тренд, который, я мог бы сказать, в первую очередь зависит от дисбаланса мировых рынков. Вот до 2020 года мировой рынок алюминия и цинка будет испытывать приличный дефицит. По никелю – до 2021 года. И то, что в предыдущие три года было достаточно серьезное снижение и цены объема, и спроса, сформировало ситуацию, когда мощности, которые есть у нас, наверняка будут хорошо загружены, увеличится маржинальная наценка. И здесь я испытывал бы, в общем, такой хороший, добротный наш российский оптимизм.

* * *

МИХЕЕВ: Александр Геннадьевич, на ваш взгляд, что надо сделать и что не делается? Потому что все-таки те меры, о которых мы только что говорили, они не принимаются, не достаточно ощущаются, это все-таки функция государства в первую очередь? Потому что в ВТО, или в рамках ВТО или где-то кто должен отстаивать эти интересы?  Это должно делать государство? Вообще, что, на ваш взгляд, надо делать, есть ли, кстати говоря, какой-то сговор или что-то в этом роде? И если это не делается, то почему?

РОМАНОВ: Владимир, в принципе, все сказал уже. Добавить, наверное, нечего. На самом деле машиностроение выступает небольшим драйвером, небольшим драйвером роста. Но надо понимать в целом, чтобы была понятна общая картина: у нас есть черная металлургия, цветная металлургия. Черная металлургия на 60% ориентирована на внутренний рынок, 40% - на экспорт ориентировано. Из внутреннего рынка 50% - это стройка, то есть это строительный комплекс: машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, другие отрасли. К сожалению, относительно других стран, например, Европы или Америки, там машиностроение, транспортное машиностроение, автомобилестроение являются основными потребителями металлопродукции. У нас основное, к сожалению, это стройка. Вот это такая ситуация, чтобы было понятно.

КОРНЕЕВСКИЙ: А почему "к сожалению"?

РОМАНОВ: Потому что это менее технологичная продукция.

ГУТЕНЕВ: Ну, я бы убрал Америку из числа тех стран… Вы знаете, на самом деле Америка уже несколько десятилетий назад вывела свою промышленность в другие страны, и вспоминать об американской промышленности приходится, в общем, заглядывая в далекую историю.

МИХЕЕВ: Трамп за нее борется сейчас.

РОМАНОВ: Да, пытается вернуть. Если брать цветную металлургию, то там 80% идет на экспорт и только 20% на внутренний рынок. Безусловно, здесь правильно сказано, что благодаря хорошей конъюнктуре цветная металлургия держится на хорошем уровне. Черная металлургия в настоящий момент также, в общем, развивается. В последнее время создано огромное количество мощностей по различным направлениям – сортовой прокат, листовой прокат, трубная продукция, метизы и так далее. В целом, как бы, позитив есть.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Железная логика. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация