Авторские материалы Детей будут перевозить в поездах без сопровождения взрослых
Персоны
Дети в поезде без сопровождения взрослых - такая услуга по перевозке подростков от 10 до 17 лет на железной дороге появится уже в будущем году. Сейчас разрабатывается механизм введения подобного сервиса. Эксперты считают, что нюансов учесть предстоит немало, ведь речь идет о безопасности детей. Главные проблемные моменты исследовала корреспондент "Вестей FM" Марина Костюкевич.
Чемодан, пакет с провизией, немного денег на карманные расходы - и в путь. Абсолютно самостоятельно. Без мамы и папы. У детей 10-17 лет, возможно, от такой перспективы дух захватит. А железнодорожникам есть над чем подумать. Услуга - действительно удобная, экономит время и финансы родителей. Опробованная. Сервис её успешно предлагают многие авиа- и автокомпании, таксопарки. Однако перенести их опыт на железную дорогу будет непросто. Поездка может быть многодневной, с остановками в пути, говорит председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников Евгений Куликов. И кто будет следить за ребенком все это время?
КУЛИКОВ: Вменять в обязанности проездной бригады, да еще и проводников, следить за ребенком - вот в этом будет проблема. Нужно обязательное образование, какие-то навыки. А вот если он не будет следить, в результате мы можем получить травмы, не дай бог, детские смерти - вот это самое страшное.
Авиаперевозка детей под присмотром стюардесс давно практикуется как в России, так и за рубежом. В полете, в закрытом пространстве, где все сидят на строго отведенных местах, проследить несколько часов за ребенком гораздо проще, чем в поезде. Ребенок может выйти на станции, перейти в другой вагон, в другое купе, рассуждает председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. И проводник не сможет быть рядом постоянно.
ЯНКОВ: Если такая услуга начинает внедряться, то это означает, что нужен отдельный проводник, который за этими детьми следит, в том числе на всех станциях, чтобы они не вышли. И этот отдельный проводник должен нести какую-то ответственность. Возлагать это на штатных проводников, у которых и так много обязанностей, на мой взгляд, не стоит. Я бы рекомендовал ввести эту услугу сначала на коротких маршрутах, а затем постепенно переходить к длинным.
Чисто технически сделать все так, чтобы поездка была абсолютно безопасной для ребенка, будет непросто. Должно быть все прописано юридически, говорит юрист, адвокат, специалист по гражданскому и международному праву Мария Ярмуш. Здесь важна гарантия того, что железнодорожная компания доставит ребенка в целости и сохранности.
ЯРМУШ: Может быть, будут какие-то детские купе с педагогами, которые проследят, чтобы дети никуда не вышли, чтобы их никто не увел. И если это будет прописано и родители готовы будут оплатить, то с точки зрения закона проблем нет. При покупке билета родители будут иметь возможность заключить допсоглашение, оплатив услуги, которые компания-перевозчик предоставляет. И там будут прописаны обязанности сторон. В данном случае перевозчик гарантирует безопасность жизни и здоровья ребенка во время поездки.
Сейчас такая схема действует при поездках на междугородних автобусах и в такси. Занятые родители могут отправить чадо, заручившись гарантиями перевозчика. Сервис работает хорошо, в крупных городах механизм отлажен. Многие родители на форумах хвалят услугу. Среди них - Евгения, мама 6-летнего мальчика. Они были вынуждены возить ребенка из Подмосковья в Москву на дошкольное обучение. И не справились бы без помощи такси-сопровождения. Вот что она рассказывает об этом опыте.
ЕВГЕНИЯ: Заказывали через Интернет такси, диспетчер нам называл номер машины, номер телефона водителя, то есть связь была постоянная. Воспитатель выводила ребенка из садика, сажала его в такси, пристегивала, он уезжал. То есть он ехал один через всю Москву. А уже здесь встречал муж и отправлял в школу.
Такая схема позволяет хорошо сэкономить. Потому что если заказать специальное сопровождение ребенка - как на автомобиле, так и пешее, цена вырастает на 50-60%. При этом оплачивать придется наперед несколько поездок. Такие условия есть во многих фирмах, которые осуществляют патронат по схеме "от порога до порога" с гарантией полной безопасности. В этом убеждала нас сотрудница одной из московских компаний, куда мы позвонили и попросили рассчитать цену сопровождения 6-летнего ребенка на секцию от метро "Белорусская" до метро "Новокузнецкая".
СОТРУДНИК: У нас очень жесткий отбор сопровождающих. Во-первых, все они - женщины. Они все - педагоги и имеют опыт безаварийного вождения. С разовыми заказами мы не работаем. Если мы будем забирать ребенка раз в неделю в течение месяца, то стоимость - 5 000 рублей.
Сколько будет стоить сопровождение ребенка в поездке по железной дороге, пока неизвестно. Авторы идеи пока лишь прорабатывают схему предоставления услуги. Но желающие ею воспользоваться уже есть.