За кадром Яхтинг, топсайдеры и таблетки Драмина

22 декабря 2017, 23:40

Автор и ведуший программы Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость программы – яхтенный капитан Владимир Ватрунин. И мы говорим с ним обо всём, что связано с яхтами, яхтенным спортом, с яхтсменами и с морскими путешествиями. Кстати, в России профессия шкипера или яхтенного капитана появилась относительно недавно, с появлением владельцев частных яхт для морских прогулок. Ведь далеко не каждый владелец судна способен или желает освоить вождение яхты. Поэтому хорошо подготовленные шкиперы и яхтенные капитаны, в принципе, востребованы.

Много ли людей в России увлекаются яхтами и яхтенным спортом? Насколько так называемый "яхтинг" популярен в нашей стране?

В. Ватрунин: По моим наблюдениям, по той статистике, которой я владею, в России яхтинг крайне не популярен, если иметь в виду, какое количество населения всё-таки у нас. В России население ого-го какое, а яхтсменов, даже любителей, я молчу о профессионалах, очень мало по сравнению с численностью населения.

Но этот вид спорта популярен у нас в стране? Или не очень?

В. Ватрунин: По массовости абсолютно нет. Этот вид спорта из разряда "широко известный в узких кругах". Из тех людей, которые попадают, я бы даже не сказал, что в спорт, очень многие ограничиваются отдыхом и круизами на яхте, не участвуют в соревнованиях. Хотя многие участвуют и в соревнованиях. Но все равно их маловато.

А что это за люди, которые увлекаются яхтингом и которые приходят к вам?

В. Ватрунин: Это очень разные люди. Единственное, что пока молодёжи очень мало. В основном, к нам приходят учиться люди состоявшиеся. Если говорить о тех, кто учится на "яхтенного капитана", то к нам в основном приходят люди, которые уже капитаны по жизни.

Состоявшиеся и, наверное, состоятельные? Или это не обязательно?

В. Ватрунин: Состоявшиеся и состоятельные – это всё-таки разные вещи. Иногда это именно так: и состоятельные, и состоявшиеся. Но необязательно состоятельные. Но состоявшиеся – это почти обязательно.

Насколько яхтинг дорогое увлечение?

В. Ватрунин: Это увлечение абсолютно сопоставимо с отельным отдыхом. Да, это именно так. Вот мы и пытаемся всё время привлечь людей идти учиться в яхтенную школу и заниматься яхтенным спортом. Самая большая трудность – это всё-таки донести, что это не так дорого, как может показаться. Конечно, если у вас совсем доход низкий, я не скажу, что это прямо совсем дешёво, нет, но, если вы, например, идёте компанией на чартерной лодке среднего размера, где четыре каюты, это значит, что там восемь спальных мест. Такая лодка может обойтись вам в 2500-3000 евро даже в высокий сезон.

То есть, вскладчину это посильно?

В Ватрунин: Давайте разделим для простоты 2400 евро на восемь. Получаем 300 евро. В 300 евро обойдётся вам место на лодке. Плюс билет, плюс покушать. И всё. Ну и насколько это сопоставимо с пляжным отдыхом? Абсолютно сопоставимо.

Пришли 3-4 семьи, хотят вскладчину оплатить, есть капитан, есть прекрасная яхта, они сели, заплатили и пошли бороздить моря и океаны. Их функции на яхте какие? Они просто идут как туристы, как наблюдатели, или они являются подспорьем капитану, членами его команды?

В. Ватрунин: Во-первых, бывает по-разному. Вообще, как человек попадает на яхту? Это происходит совершенно случайно. Кто-то приходит учиться в яхтенную школу, дальше ему хочется ходить. Ради чего он приходил в яхтенную школу? Чтобы на яхте отдыхать. Естественно, ему хочется как-то траты свои разделить, так как яхта на одного получается дороговато. Вот он и приглашает друзей, знакомых. Друзья или знакомые сходили на яхте один раз, им понравилось. Они решают, что да, теперь они будут ходить вместе. Одному на яхте можно управляться, вполне себе можно справиться. Но это не очень удобно. Очень хорошо, когда есть квалифицированные матросы. Любой капитан учит свой экипаж делать какие-то простые операции: отдавать швартовые, вывешивать кранцы, делать какую-то работу, готовить завтраки, в конце концов. И путешествие, когда у тебя экипаж обучен элементарным операциям, становится легче.

Капитану проще?

В. Ватрунин: Гораздо проще. И хороший капитан обязательно проведёт такое начальное обучение. То есть, к концу недельного похода экипаж яхты уже превращается из разношёрстной толпы в прекрасных квалифицированных матросов. И так происходит в 90 процентах случаев. Редко, когда люди просто отдыхают, загорают, купаются, осматривают какие-то достопримечательности и т.д. Всем интересно поучаствовать в процессе. Ну и многие потом приходят учиться. А это уже совсем другая история.

Их это захватывает?

В. Ватрунин: Абсолютно точно. И они уже хотят быть капитанами. Многие ими становятся. А когда на лодке уже два-три-четыре человека, которые и с правами, и со знаниями, морское путешествие становится очень приятным и очень лёгким.

Допустим, человек решил заняться яхтенным спортом. Что ему необходимо в первую очередь? Давайте поговорим об экипировке.

В. Ватрунин: Здесь надо вспомнить, что есть моторные яхты и есть парусные яхты. Что касается моторной яхты, там вообще никакой особенной экипировки не нужно. Если это парусная яхта, то на ней немного больше требований, потому что на лодке есть много верёвочек. Соответственно, я бы назвал три вещи, которые необходимы на парусной яхте. Первая вещь – это специальная обувь, которая бы не пачкала палубу и не скользила на мокрой палубе.

Как эта обувь называется?

В. Ватрунин: Это тапочки, которые называются "топсайдеры". Они специально спроектированы и сделаны так, чтобы не скользили на мокрой палубе. И носятся они на голую ногу. Если кто-то будет их мерить, примеряйте их обязательно на голую ногу.

Вторая обязательная вещь – это перчатки. Потому что начинающие в отличие от профессионалов должны использовать перчатки, иначе любая верёвочка, которая у вас в ладони проскользнула, оставит эту ладонь без кожи. Это очень болезненно, я иногда такие вещи наблюдал. Поэтому перчатки обязательны.

И третья вещь. По возможности лучше иметь непромокаемый костюм. Есть такие специальные яхтенные костюмы. Иногда это комбинация штанов и куртки, иногда это полукомбинезон или комбинезон плюс куртка. Особенность этой одежды в том, что, если на неё вылить ведро воды, она не промокнет, и человек останется абсолютно сухим внутри.

Если вдруг у человека появляется желание заняться яхтингом, с чего нужно начинать? Я пойду куплю перчатки, топсайдеры и…?

В. Ватрунин: Не надо сразу покупать перчатки и топсайдеры. Есть путь короткий, и есть путь не очень короткий, но более предпочтительный. Самый короткий путь – надо просто идти в яхтенную школу и не думать ни о чём. Потому что там вам всё расскажут, всё покажут, у вас не будет никаких вредных привычек. Я, например, предпочитаю, чтобы люди приходили ко мне, совершенно не подозревая ни о чём, не имея никаких знаний, тогда не надо будет исправлять и никаких ошибок. Учиться надо начинать с чистого листа, и это возможно.

Второй путь – более предпочтительный. В каком плане? Ведь в яхтинге много новых терминов. Это самая большая сложность для человека. Но вообще ничего сложного в обучении нет. Просто есть некий объём информации, который надо усвоить. И множество терминов. Вот это основная сложность: усвоить эти термины и понять, что они означают. Никакой высшей математике в этом нет.

Но лучше, если человек, хотя бы один раз, сходит пассажиром на яхте. Тогда, придя в школу, он уже будет хотя бы глазами представлять себе то, о чём идёт речь. У него за какими-то словами уже будет картинка. Тогда учиться гораздо легче. Но это совершенно не обязательно. Нет такого опыта, ну и нет, ничего страшного. Всё покажет и расскажет инструктор.

Знаю, что очень многие, особенно начинающие яхтсмены, да и не только начинающие, страдают морской болезнью. Может, у вас, как у опытного капитана, старого морского "волка", есть свой метод, как преодолеть морскую болезнь? Или от этого нет никаких таблеток, никаких бабушкиных средств?

В. Ватрунин: На самом деле это действительно больной вопрос. Я вспоминаю, что мы с одним моим приятелем как-то разговаривали на тему морской болезни около двух часов. Приятель мой подвержен страшно морской болезни, причём он яхтсмен, что называется, с детства. Что он только не перепробовал! В течение двух часов он мне рассказывал, как он боролся с морской болезнью. И какие-то медные пластинки подсовывал в тапочки, и носил браслеты, и пил стакан водки (тоже такой есть метод), как ему порекомендовали. То есть он мне десятка полтора подобных способов рассказал и в конце подытожил, что не работает ничего.

На самом деле бороться с морской болезнью можно только с помощью химии. Есть очень известные таблетки Драмина. У них есть один вроде бы побочный эффект, они вызывают небольшую сонливость. Но, скажу, эта сонливость улетает мгновенно, как только вы встаёте за штурвал. На вас яхта, вы – капитан, ответственны за всё, поэтому никакой сонливости в этот момент нет.

Что касается морской болезни, главное – это профилактика, главное – не заболеть ею. Какая профилактика? Нельзя сосредотачиваться ни на чём, чтобы ваши глазки не были зафиксированы. Ну, вот так, как вы читаете книжку. Так вот, нельзя читать книжку, нельзя играть в компьютерные игры, нужно смотреть на горизонт. Нельзя находиться внутри яхты, нужно находиться снаружи, в кокпите, а лучше вообще за штурвалом.

Что такое морская болезнь? У вас глаз видит одно, а внутреннее ухо чувствует другое. Представьте, что вы внизу в салоне сидите и читаете книжку. У вас буковки неподвижны, а внутреннее ухо говорит, что вы раскачиваетесь со страшной силой. Что говорит организм? Показания датчиков не сходятся. Глаз говорит одно, внутреннее ухо – другое. И организм решает: меня отравили. Как ему бороться с этим? Поэтому появляется тошнота, и всё. Организм пытается от этого "яда" избавиться. И это нормально. Поразительно, но обычный человек с нормальной физиологией обязательно подвержен морской болезни. А если вы не подвержены морской болезни, то у вас просто уникальный алгоритм. Я знаю таких счастливых людей, которые не подвержены морской болезни. Но таких людей достаточно мало. Поэтому в той или иной степени ею страдают все. Вот я, например, страдаю. Абсолютно точно. Мне на это приходится обращать внимание.

Другое дело, что можно, как говорится, "немножечко прикачаться". То есть, поднять порог чувствительности организма к морской болезни. У меня морская болезнь начинается не сразу. Вот вышел я в море, какое-то лёгкое волнение, и она началась? Нет. Но когда на море волнение становится 6-7 баллов, достаточно большая волна, то я начинаю тошноту ощущать, пью таблетки и как-то борюсь с этим.

А если место у штурвала занято, где всё-таки лучше находиться: на корме или на носу? Или это не имеет значения?

В. Ватрунин: На самом деле, если вы в открытом море (кто ходил, тот знает), лучше всё-таки находиться в кормовой каюте. Если вы болеете морской болезнью, то в кормовой каюте меньше качает. Это раз. Но качает там все равно сильно. И вот такая подсказка. Если вдруг у вас морская болезнь, ложитесь на живот в кормовой каюте и спите. Я вас уверяю, что никакая морская болезнь вас не возьмёт.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация