Авторские материалы "Яхту Сталина" продадут в Азербайджан?
Персоны
Теплоход "Максим Горький", который еще называют "яхтой Сталина", может уплыть в Азербайджан. Нынешние владельцы судна не хотят тратить много денег на его содержание. Корабль находится на плаву, но его эксплуатация не окупается. Сейчас судно готово купить азербайджанское пароходство. Подробнее об историческом судне - обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.
Теплоход "Максим Горький", о котором идет речь, не следует путать с относительно современным судном с таким же названием, курсирующим по Волге. И, тем более, с большим океанским лайнером.
Старый "Максим Горький" был построен на нижегородской верфи "Красное Сормово" в 1934 году. Теплоход был заказан ОГПУ. Длина - 69 метров, ширина - 13, скорость - более 30 километров в час. Предполагалось, что на нем будет плавать по Волге и по каналу имени Москвы сам Сталин. Теплоход должен был называться "Красный богатырь". Но на воду его спустили уже как "Максим Горький". Интересно, что двигатель был такой же, как и на подводных лодках из серии "Декабрист".
Корабль получил богатую отделку. Использовались 17 пород дерева, в том числе карельская береза. На судне отдыхал Максим Горький и многие советские руководители. Но вот документальных данных, что среди них был Иосиф Сталин, пока не обнаружено, говорит историк Александр Васькин.
ВАСЬКИН: Что касается присутствия Сталина на этом теплоходе, то оно документально не установлено. Это, скорее всего, легенда. А вот Горький на теплоходе своего имени действительно был. Отдыхал, плавал. Это было в 1935 году.
На борту старого "Максима Горького" сейчас находится стилизованный кабинет Сталина. Там же - восковые фигуры Сталина, Горького и Калинина.
Впрочем, известно, что на теплоходе отдыхали другие советские вожди - Берия, Хрущев, Каганович, Микоян, Маленков и Брежнев. В 50-х "Максим Горький" обслуживал различные делегации министерств и творческих коллективов. Затем теплоход возил обычных пассажиров на подмосковные пляжи.
Несколько лет назад корабль был полностью отреставрирован. Сейчас он находится в отличном состоянии. И хотя "Максим Горький" используется лишь в качестве плавучего ресторана, все равно затраты на его содержание не окупаются, отмечает заместитель гендиректора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова.
ГОНЧАРОВА: Судно - в рабочем состоянии, оно на ходу, оно может хоть сейчас идти. Мы даже пробовали сделать там музей. Но мы же вынуждены платить за стоянку судна у причала. Причалы - не наши. Себестоимость столь велика, что не окупается ни как музей, ни как работающее прогулочное, банкетное судно.
Сейчас теплоход принадлежит "Московскому речному пароходству". Компания готова расстаться с ним и ищет покупателя. Главным претендентом на теплоход считается азербайджанское "Каспийское морское пароходство". И там телеканалу "Россия 24" подтвердили свой интерес к сделке.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА: У азербайджанского "Каспийского морского пароходства" есть намерение по поводу покупки данного судна. Но пока еще нет окончательного решения.
В Азербайджане планируют сделать на теплоходе музей. По поводу параметров сделки официальной информации нет. Но по данным СМИ, сумма может быть относительно небольшой - около 20 миллионов рублей. Это - меньше стоимости годового обслуживания теплохода.