За кадром "Королева неба"

1 декабря 2017, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – самая титулованная лётчица в истории авиации, семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин и 39-кратная чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Капанина.

Нашу гостью коллеги-журналисты часто называют "королевой неба". Светлана Капанина – человек очень скромный, поэтому несколько слов о её персональных наградах. Стоит отметить ордена Почёта и Мужества, медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" и, конечно же, звание лучшего пилота за последние 100 лет, медаль единственной в мире пятикратной абсолютной чемпионки мира.

Слышал, что на чемпионате мира, который проходил в 1995 году в ЮАР, вы были единственной женщиной-пилотом среди 44 участников?

С. Капанина: Да, это было так.

Как вы дошли до жизни такой? Откуда такое увлечение? Что сподвигло заняться авиационным спортом и что потянуло вас в небо? С чего всё начиналось?

С. Капанина: Это была нелепая случайность. Я всегда хотела прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверью самолёта. А когда пришла записываться в авиаспортклуб, то записалась в самолётную секцию (самолётный спорт), которые раньше были в ДОСААФ. Так и осталась, до сих пор летаю.

Ну а какими были первые шаги: вы пришли, записались, наверное, не сразу вас посадили в кабину самолёта?

С. Капанина: Нет, конечно. Как раньше было? Вообще раньше самолётный спорт был бесплатным. Записывались туда желающие как в обыкновенную спортивную секцию. С сентября начинались теоретические занятия, как в школе, только проходили они по вечерам.

Как долго шли теоретические занятия?

С. Капанина: Длились так же, как и обычный школьный курс. И только со следующего лета начинали летать. То есть, мы проходили всю теорию, все предметы, которые были только возможны: аэродинамику, СВЖ, метеорологию и другие.

А что такое СВЖ?

С. Капанина: СВЖ – это самолётовождение. Сдавали зачёты, и летом, когда уже наступали каникулы у школьников, начинали летать.

Как прореагировали ваши родственники, близкие, друзья, когда узнали, что Светлана решила сесть за штурвал самолёта? Какая у них была реакция?

С. Капанина: Когда я позвонила маме и сказала, что буду летать, так как записалась в самолётную секцию, она сказала, что, даже если я полечу в космос, она уже ничему не удивится.

И так вы определили для себя свой путь в небо?

С. Капанина: До этого я отучилась четыре года в медицинском училище и по распределению попала в Курган. Четыре месяца отработала, уволилась и устроилась в Курганский авиаспортклуб электриком-механиком связи и начала летать.

То, чем вы занимаетесь, имеются в виду полёты, – это что такое: увлечение, профессия или спорт?

С. Капанина: Сейчас это уже жизнь.

Для вас, да. А вообще?

С. Капанина: А вообще профессиональным спортом это не назовёшь, потому что профессиональный спорт подразумевает зарплату. Хотя мы работаем на фирме "Сухого" (я и ещё три пилота из сборной команды России), нас поддерживает фирма "Сухого", но большинство остальных пилотов практически нигде не получают зарплату. То есть, профессиональным спортом как таковым самолётный спорт не назовёшь. Любительский, скорее. Но и любительским спортом ему тоже очень тяжело быть, потому что технические виды спорта очень дорогие.

Интересно, насколько соревнования по высшему пилотажу популярны в России, да и во всём мире? И много ли женщин увлекаются самолётами, высшим пилотажем и делают то, что делаете вы?

С. Капанина: В то время, когда я записывалась в секцию, было очень много женщин. Во всяком случае, в Советском Союзе. Но на сегодняшний день, конечно, стало очень мало женщин, их буквально единицы как у нас в России, так и во всём мире.

А почему? Как вы думаете?

С. Капанина: Очень сложно сказать, с чем это связано. На самом деле это физически очень тяжёлый вид спорта. Плюс это дорогой вид спорта и довольно взрослый вид спорта. А женщина всё-таки создана для того, чтобы рожать, а не спортом заниматься. Может быть, с этим связано.

А на Западе насколько авиационный спорт популярен? Он там популярнее, чем в России?

С. Капанина: На Западе авиационный спорт и занятия высшим пилотажем популярнее, чем в России. Но надо сказать, что во всех странах женщин гораздо меньше в этом виде спорта, чем мужчин. Наверное, ещё и потому, что он всегда считался мужским спортом. Было раньше такое разделение. Это сейчас принято убирать рамки: мужской вид спорта, женский вид спорта. На Западе им заниматься проще ещё и потому, что там женщина может иметь лётную профессию наряду с мужчинами и летать и на гражданских самолётах, и на военных. И там довольно просто купить себе собственный самолёт и на нём летать. В России очень сложно купить свой самолёт простому, рядовому человеку.

Профессия пилота, особенно военного лётчика, в России считается чисто мужской. Женщин-профессиональных лётчиц в стране очень мало. А вот на Западе довольно много женщин, сидящих за штурвалами не только спортивных самолётов, но и больших авиалайнеров. К слову сказать, многие девушки у нас хотят служить в военной авиации. Причём не во вспомогательных подразделениях, а именно пилотами. Интересно ваше мнение на этот счёт?

С. Капанина: Я скажу так: в гражданской авиации в принципе женщине работать не так сложно. Сложность, наверное, состоит в том, что она всё-таки очень долгое время отсутствует дома из-за полётов, а могут быть длительными перелёты, и из-за этого дети страдают. Но не такие в гражданской авиации большие физические нагрузки. Я не беру перелёты через меридианы, смену часовых поясов, когда тяжело чисто физически.

Что касается военных, то у меня здесь однозначное мнение: я не против того, чтобы женщины летали. Зачастую женщина может быть лучше мужчины во многих аспектах как в спорте, так и в гражданской авиации. Есть такие примеры. Но в военной авиации? Всё-таки женщина создана возрождать жизнь, поэтому я против того, чтобы она в мирное время шла убивать.

То есть, здесь мы уже говорим не о нагрузках и перегрузках, а чисто о морально-этическом аспекте?

С. Капанина: Я понимаю, что женщина создана заведомо слабее мужчины. С этим не поспоришь. Так, наверное, она создана богом наверху, из ребра. Но женщина способна удержаться на одной ступеньке с мужчинами. Я не говорю про физику, физику можно накачать всегда, я говорю о чисто моральных, нравственных, жизненных качествах, о том, для чего создана женщина на Земле.

Ещё один вопрос, который вы уже несколько предвосхитили. Я хочу услышать из ваших уст более подробный рассказ. Вы упомянули про самолёты и про то, что в России сложно приобрести в собственность самолёт. А вообще спортсмены-лётчики, которые занимаются высшим пилотажем, имеют в своей собственности самолёты? И вообще обязательно ли иметь в собственности самолёт? Имеют ли российские спортсмены-лётчики в своей собственности самолёты? Или всё-таки это больше клубные дела, когда все самолёты общие? Как это вообще происходит?

С. Капанина: Как бы там ни было, но авиационный спорт (высший пилотаж) – это всё-таки спорт, и он должен финансироваться государством. То есть, мы должны растить молодёжь именно для того, чтобы иметь сборную страну и конкурировать на международной арене. Но на сегодняшний день сложилась такая ситуация, что авиационный спорт фактически не финансируется государством.

Раньше, в советские годы, был ДОСААФ…

С. Капанина: Да-да. Сегодня поставок новой техники нет. Более того, наши лучшие спортивные самолёты, если взять самолёты фирмы "Сухого", уже очень много лет не выпускаются, производство закрыто, и сейчас народ потихонечку начинает пересаживаться на немецкие "Экстры". И, к большому сожалению, сейчас этот спорт становится уделом бизнесменов. Потому что начинают летать сегодня в основном те, кто имеет возможность купить себе самолёт. Соответственно, и тренироваться, потому что надо за тренировки тоже платить. Это и ресурс, и бензин, и стоянки, и тренер, и, соответственно, участие в самолётных соревнованиях. С одной стороны, конечно, да, это плюс. Но это не должно быть 100-процентным решением проблемы, потому что, каким бы ни был перспективным спортсмен из бизнесмена, он в первую очередь человек, который отдал себя бизнесу. И чтобы быть тем же спортсменом, он должен зарабатывать деньги. То есть, они у него все равно будут на первом месте. И если мы поставим авиационный страны в такие условия, когда надо будет покупать свои самолёты, самим платить и самим летать, у нас точно не будет лучшей в мире команды по авиационным видам спорта.

А вы на каком самолёте летаете? На немецком или на отечественном? Як-52 – так, кажется, назывался спортивный самолёт советских времён, который лет 30 выпускался в стране?

С. Капанина: Як-52 – это учебно-тренировочный самолёт, очень надёжный. На нём проводится первоначальное обучение. Я на нём тоже начинала летать. Сейчас мой любимый самолёт и самолёт, на котором мне бы всегда хотелось летать, – это самолёт фирмы "Сухого". Это Су-26, Су-31 и его модификации.

Вы летаете на нём?

С. Капанина: К сожалению, на сегодняшний день у нас в стране всего два самолёта "Сухого", которые летают. И то один из них находится в частных руках, а второй – в Национальном аэроклубе России, но не в сборной команде. В сборной команде на сегодняшний день самолётов нет, они стоят без ресурса, на них нет финансирования, чтобы продлить ресурс. Поэтому приходится пересаживаться на немецкие "Экстры". И обучение молодёжи, которая хочет летать, тоже проходит на немецких двухместных "Экстрах".

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация