Формула смысла Трамп играет в игру всё или ничего
Персоны
Возможна ли трампономика по аналогии с рейганомикой? Год президентства Дональда Трампа обсудим с политологом, профессором НИУ ВШЭ Дмитрием Евстафьевым.
Ведущие "Вестей ФМ" – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Доброе утро, Дмитрий! Свежий опрос The Washington Post опубликовал к годовщине инаугурации Трампа о популярности президента Соединенных Штатов. Согласно данным опроса, 58% респондентов заявили, что не одобряют деятельность Трампа, 36% заявили, что относятся с одобрением. При этом те же 58% положительно оценивают экономику США, что является рекордом последних 17 лет. При этом любопытно, что совсем недавно Опра Уинфри опередила Трампа по популярности ровно в залоге, как возможный будущий президент.
Вообще, конечно, говорить, что картина эклектична, противоречива – это не сказать ничего!
ЕВСТАФЬЕВ: Да, абсолютно точно!
КУЛИКОВ: Потому что вообще непонятно, какие (реально) социально-экономические и политические процессы отображает мнение жителя и гражданина.
Но давайте поговорим все-таки, казалось бы, о той зоне, о которой утверждается, что у Трампа там успех – об экономике. Бизнес-круги переживают эйфорию в Соединенных Штатах в связи с возможной налоговой реформой. Позиционирование идеологическое: Трамп – наследник Рейгана.
ЕВСТАФЬЕВ: Да, это уже совершенно откровенно делается.
КУЛИКОВ: Ваша оценка: вот эта налоговая реформа и вот этот экономический рост – это некая реальность и тренд или это эпифеномен ситуативный? И вообще, насколько Трамп – наследник Рейгана? И что это значит вообще?
ЕВСТАФЬЕВ: Во-первых, я хочу сказать, что на втором году пребывания на посту президента рейтинги бывают очень разные. Хотя, конечно, по уровню неодобрения Трамп – выдающийся человек на фоне последних американских президентов. С другой стороны, при той степени социальной, прежде всего, деструкции в американском обществе, когда нам все рассказывали, что есть две Америки – Америка продвинутая и Америка не продвинутая (Америка реднеков), потом выяснилось, что этих "Америк" штук пять-шесть, если не больше. И они все очень разные. Так вот, при этой степени социальной и идеологической деструкций Америки совершенно бессмысленно говорить о каких-то общих трендах. Вопрос в том, что некоторые социальные группы начинают получать, особенно в последнее время, некие новые единые вектора, и вот это определяет достаточно большой уровень поддержки Трампа в вопросах экономики.
Второй момент, который я хотел бы сказать: по итогам первого года у Трампа есть одно замечательное достижение, и это не какие-то цифры в экономике, которыми он очень хвалится – это то, что значимые группы в классической американской элите начали подозревать, что у него что-то может получиться.
Полностью слушайте в аудиоверсии.