Разное время. Радиоканал Асоциальное поведение школьников

22 января 2018, 17:10

Ведущие радиоканала "Разное время"Екатерина Курицына и Дмитрий Чернов.

Основная тема: "Асоциальное поведение школьников: роль учителя и психолога в воспитании школьников".

Руководитель оренбургского регионального проекта "Комплексная оценка адаптации к стрессу и межведомственная профилактика кризисных состояний у подростков в образовательной среде", главный врач Областной клинической психиатрической больницы № 1 Елена Крюкова в интервью корреспонденту ИА REGNUM отметила, что в Интернете ведётся психологическая война и детей с малых лет надо учить психологической безопасности во избежание агрессивных отклонений в поведении.

"В принципе агрессия для переходного подросткового периода у детей является даже в определённой степени нормой, потому что это период бурь, страстей; идёт гормональный взрыв, перестройка. Другое дело, что агрессия бывает разная. Бывает конструктивная агрессия. Именно эту агрессию нужно направлять в правильное русло", – считает эксперт.

"Ребёнка можно привлечь в спорт, где есть стремление к лидерским качествам. В любые сферы с социальными достижениями. В данном случае мы говорим об агрессии в хорошем смысле слова и со знаком плюс. Такая форма агрессии не разрушает личность, не разрушает ребёнка.

А есть деструктивная, разрушительная агрессия, которая начинает преобладать в те моменты, когда подросток предоставлен уже сам себе. К сожалению, реалии нашего времени создают условия, чтобы подросток был всё больше предоставлен сам себе, камуфлируя это, например, Интернетом. Родитель приходит домой, видит, что ребёнок сидит в Интернете, родитель думает, что ребёнок занят. Родители порой даже не интересуются, что там делает их сын или дочь, с кем общается, на какие сайты заходит. И вот эта маскировка приводит к внешнему такому самоуспокоению со стороны родителей.

То есть фактически мы успокоились, но забыли, что для подросткового возраста нужен всё-таки контроль, мягкий и ненавязчивый, но контроль. Необходим постоянный мониторинг, наблюдение, чем дышит ребёнок, какие интересы сейчас для него превалирующие. И, конечно же, это межличностный контакт, чтобы всегда быть в курсе – чем сейчас подросток наполнен. Мы, к сожалению, сейчас всё это отдали на откуп Интернету», – отмечает психолог.

Как вы считаете, каковы причины появления асоциального поведения у школьников? Как педагогам работать с такими детьми? Какова роль учителя и психолога в воспитании школьников?

В студии – Анастасия Зубкова, психолог, психотерапевт, специалист Центра кризисной психологии Галины Зубковой, а также Мария Новикова, научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования Высшей школы экономики.

Хочется понять, много ли сегодня сложных (асоциальных) подростков? Все сетуют на то, что наше общество стало более агрессивным, дети у нас растут в очень жёсткой среде. Сложных подростков стало больше, чем 20 лет назад? Или они составляют примерно один и тот же процент?

А. Зубкова: Безусловно, сейчас гораздо лучше. Сегодня не продают алкоголь подросткам. И это сыграло свою роль. В настоящее время дети гораздо больше занимаются спортом. И сейчас больше обеспокоенных родителей, которые поднимают огромные волны. Проблема увеличения числа агрессивных подростков вызвана, скорее, большим беспокойством родителей.

Но на смену алкоголю пришли гораздо более изощрённые способы вызывать в детях ненормальное поведение. Это Интернет и всё, что с ним связано. Я убеждён в том, что человеку до, наверное, лет 15 всё-таки Интернет и смартфоны противопоказаны. Ну, если не совсем, но в большом количестве случаев. Как вы думаете?

А. Зубкова: Это очень сложный момент. Мы, наверное, первое поколение родителей, которые столкнулись с этой проблемой. Однозначного решения её нет. Но говорить о том, что Интернет – это точно зло, которое противопоказано детям, наверное, неправильно.

В одном уральском городе на смену такому популярному явлению как "группы смерти", в которое включались те самые асоциальные дети, дети, подверженные депрессии, какому-то самобичеванию и прочему, вдруг неожиданно пришли "группы разврата" в Интернете. И это целая проблема, о которой нужно говорить и говорить много и подробно. Что сегодня нужно подростку, который ходит в школу в пятый класс и выше, когда у него есть мама и папа? Чего ему не хватает? Вообще, мы говорим о детях, которые окружены учителями и своими одноклассниками.

А. Зубкова: В первую очередь разберёмся с тем, что, если говорить о подростках. а это дети начиная с 12 лет,  к сожалению, их насильственное, директивное воспитание в родительской семье закончено. Как бы сейчас ни ощущал себя растеряно и испугано родитель этого изменившегося ребёнка, всё, он больше не может ему приказывать. Ребёнок будет сопротивляться директивному воспитанию, которое будет вызывать у него агрессию.

К сожалению, родитель должен осознавать и смириться с тем, что сейчас он будет договариваться со своим ребёнком. Ему придётся узнавать, что у его ребёнка за интересы, ему придётся познакомиться с этим человеком.

Всегда так было? Или это веяние последних лет?

А. Зубкова: Это всегда так было. Единственно, что не считалось зазорным 40 лет назад, так это приказать ребёнку.  40 лет назад считалось не зазорным ребёнка 12-15 лет выпороть, когда отец давал ремня. Сейчас это уже находится по действием административного законодательства, считается его  нарушением и не приветствуется.

Ну буквально те же 30 лет назад можно было и от учителя получить указкой по пальцам. Учитель был авторитетом, но в то же время был и человеком, которого могли бояться. И это не порицалось, а скорее поощрялось. Сегодня эта ситуация тоже изменилась.

А. Зубкова: И это к лучшему.

В таком случае как изменилась роль учителя в последние 10-15 лет? У учителя, по сути, отобрали как бы часть полномочий. То есть, учитель тоже уже не может воздействовать на ученика силой, а только авторитетом?

М. Новикова: На самом деле роли изменились у всех: и у родителей, и у учителей. Если мы говорим про учителя, то по сравнению с серединой XX века изменения произошли достаточно большие и в позиции учителя, и в отношении к нему не только детей, но и их родителей. Если взять послевоенное время в СССР, учитель – это очень грамотный и знающий человек, носитель тех знаний, которыми значительное количество родителей детей, учившихся в классе, не обладало.  Он, если действительно не гуру, то эксперт. И родители относились к нему как к носителю этих  знаний, полностью ему доверяли. Если он считал, что нужно стукнуть ребёнка линейкой по пальцам, значит, учителю виднее, и ребёнок должен слушаться учителя. Сейчас учитель – это, скорее, кто-то, кто представляет те самые образовательные услуги.

Да, такого пиетета, какой был  раньше, современные родители не испытывают. Авторитета у учителя, чаще, нет.

А.Зубкова: Я бы больше сказала. Сейчас у школы, как и у института, отобрали воспитательную функцию. Считается, что школа больше воспитательную функцию не несёт.

Ну, так считается. Но, тем не менее, родители продолжают по привычке навешивать на школу эту функцию. Школа вроде как её берёт, а как исполнять, не понимает. Потому что полномочий не хватает нынче.

Понимаете в чём дело? Подросток заканчивает обучение в семье. Он уже взял все всевозможные модели, в лет 12-13 выходит за рамки семьи и начинает учиться строить социальные отношения,  начинает получать что-то извне, какую-то информацию, и строит свою личность самостоятельно. И куда он идёт? У него есть возможность пойти в какую-то секцию, к какому-то неравнодушному педагогу, который вокруг себя соберёт детей. И у него есть возможность разговаривать в Интернете действительно с интересными людьми. Ведь в Интернете, кроме  страшных каналов, которыми родители пугают друг друга, есть ещё и огромные образовательные порталы, очень интересные научно-популярные блогеры. Очень интересны развлекательные проекты, мультипликационные проекты, какие-то сериалы, которые не развращают и не портят наших подростков, а, наоборот, сплачивают их и делают интереснее.

М. Новикова: Подростковый возраст – это определённое состояние, через которое все мы как люди проходим в какой-то момент своей жизни. И у всех нас в этот момент есть определённые задачи, которые нам нужно решить. Какие задачи нужно решить подростку? Глобально ему нужно ответить на вопрос, кто я такой, что я из себя представляю, какое место занимаю в этой жизни, куда собираюсь двигаться дальше, кем хочу стать. То есть, осознать себя каким-то образом, идентифицировать.

Но современные подростки даже понятия не имеют, что такие вопросы могут задаваться.

М. Новикова: Позвольте  с вами не согласиться. Они, может быть, таких сложных слов не используют, но не задаваться этими вопросами они не могут, потому что мы все так устроены.

На связи со студией – "учитель 2011 года" Алексей Васильевич Овчинников, работающий в селе Баловнево Липецкой области. Он ответил на вопрос, действительно ли отобрали у школы воспитательную функцию и стало ли сложнее работать с современными детьми? По его словам, невозможно общаться с детьми, не воспитывая их. Учителя учат их некоторым моделям поведения

По телефону – Илья Сергеевич Демаков, "учитель 2017 года", замдиректора одной из санкт-петербургских школ.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

 

Разное время. Радиоканал. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ориентация на местности

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация