Разное время. Радиоканал Автомобили старше 10 лет официально признаны угрозой безопасности на дорогах
Программу "Разное время" ведут Дмитрий Чернов и Екатерина Курицына.
В России утверждена Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы. Как отмечается в документе, к числу угроз в области безопасности дорожного движения можно отнести и значительное количество транспортных средств в стране, не отвечающих современным требованиям безопасности. Сегодня половина транспортных средств в России имеет срок эксплуатации более 10 лет.
Эксперты назвали города России с самым старым автопарком. Регионы Сибири оказались внизу рейтинга: средний возраст машин здесь составляет примерно тринадцать лет. Легковой автомобиль в Новосибирске в среднем эксплуатируется двенадцать лет и семь месяцев, в Омске - тринадцать лет, в Красноярске тринадцать лет и один месяц. В Татарстане средний возраст машины составляет 7,5 лет. Судя по собранной статистике, чем западнее российский регион, тем новее там машины. Поговорим о том, что делать с устаревшим автопарком.
Действительно ли автомобиль, которому 10 лет, представляет на дорогах какую-то опасность? В связи с чем вдруг неожиданно автомобили-"десятилетки" стали являться угрозой безопасности дорожного движения?
На связи – автоэксперт Антон Чуйкин.
Машине 10 лет, она прекрасно эксплуатировалась, за ней следят. Есть, конечно, у нас категория "автохлама", куда относятся "убитые" автомобили, которые перепродаются по много раз. Но человек, который серьёзно собирается купить себе машину, такой себе автомобиль и не купит, верно? Есть ли сегодня действительно необходимость в том, чтобы, когда не совсем простые времена, начать заставлять людей утилизировать "десятилетки" и покупать новые автомобили?
А. Чуйкин: Нет. Заставлять вообще никого не нужно. И принуждать ни к чему тоже никого не нужно. Ещё более сомнителен предел 10 лет. Какой средний возраст автомобиля в России? 12 лет. И при таком среднем возрасте машины каким-то образом хотят заставить людей пересаживаться с "десятилеток"? То есть, эта мера затронет абсолютное большинство водителей и владельцев автомобилей. Это как-то очень не гуманно звучит. И это уже помимо всех остальных соображений, самое главное из которых – автомобиль опасен не старый, а технически неисправный. Возраст автомобиля и его техническое состояние – это не совсем синонимы.
Как обстоят дела в Сибири и на Дальнем Востоке, где основная масса старых машин ездит за счёт ввоза дешёвых японских праворульных автомобилей?
А. Чуйкин: Дешёвых японских праворульных машин давно нет. Их поток резко сократился после того, как были введены более чем серьёзные ввозные пошлины, и в основном те машины, которые сейчас есть, обращаются внутри российского рынка. Приток новых машин там очень невелик по сравнению с тем потоком, который был в начале 2000-х годов.
Получается, что теми мерами, которые правительство активно вводит последние лет пять-семь, в общем-то, получается даже на Дальнем Востоке, где ездили одни старые 20-летние "праворульки", изжить постепенно старый автопарк? То есть, добиваются власти, чего хотели? Поставили задачу и планомерно добиваются?
А. Чуйкин: Это не совсем так. Потому что прекратили ввоз, но не прекратили старение автопарка. Это опять-таки совсем не одно и то же. В целом парк автомобилей по России, к сожалению, стареет. И те явления, которые мы наблюдаем на рынке новых автомобилей, а последние два года он только падал, только увеличили средний возраст автомобилей в России. Поэтому это не те меры и не совсем на то они направлены. Если мы хотим омолодить автопарк, людей нужно в принципе стимулировать, а ничего их не заставлять и ни к чему не принуждать. Интересные программы поддержки отечественного автопрома в какой-то степени срабатывают.
Постоянные попытки реформировать ТО к чему-нибудь и когда-нибудь приведут? Когда любой инспектор сможет быть уверен, что диагностическая карта – реальная, а не купленная? Может быть, в эту сторону следовало направить усилия, если уж проблема безопасности дорожного движения так заботит власти?
А. Чуйкин: Совершенно верно. В эту сторону обратили внимание, только не совсем то внимание, которое хотелось бы. Действительно техосмотр в очередной раз пытаются реформировать, хотя абсолютно понятно, что эта сфера настолько коррупционная, настолько с ней ничего не удаётся сделать, что надо просто её отменить. И ничего страшного не произойдёт. Да, в Германии техосмотр есть, а в большинстве штатов за океаном его нет. И ничего, живут и снижают аварийность.
В чём беда техосмотра? Мы считаем, что он нам показывает некое техническое состояние и может говорить о техническом состоянии автопарка. На самом деле он показывает состояние автомобиля на данный текущий момент. Через полчаса после техосмотра у вас может, предположим, лопнуть шина или порваться тормозной шланг, или ещё что-то случиться, и техосмотр этого не покажет. Между тем, в ПДД есть чёткая статья, которая позволила бы здесь положение улучшить. Она говорит о следующем: за состояние автомобиля отвечает водитель. И вот если бы мы сейчас так же, как несколько лет назад всерьёз взялись за пьяное вождение, очень сильно ужесточив наказание, в результате чего проблема во многом сделалась менее острой (если мы действительно считаем, что с техническим состоянием автомобилей проблемы), очень серьёзно усилили наказание, если что-то происходит на дороге из-за неисправного автомобиля (а водитель должен нести очень жестокую ответственность, такую же, как при пьяной езде), тогда можно было бы совершенно спокойно отказаться от техосмотра, который, как мы уже давно знаем, превратился просто во взятку. Сегодня очень чётко видно, что техосмотр по-прежнему кому-то очень нужен и выгоден. А, на мой взгляд, он уже настолько себя изжил, что его надо просто отменять.
Что касается мер поддержки автопрома, отечественный автопром нужно поддерживать, стимулируя граждан страны к покупке нового автомобиля, а не запрещая эксплуатацию старого. Те программы, которые сейчас есть, прекрасно работают. У нас до половины автомобилей покупают с помощью мер государственной поддержки. Поэтому эти меры работают, и они есть, другое дело, что эту программу собираются снизить в этом году. Возможно, эта предлагаемая мера направлена как раз на то, чтобы господдержку снизить, поменьше денег в автопром вкладывать, но, тем не менее, конфетку получить. К сожалению, так не получится.
И вообще надо смелее стимулировать автопром по одной простой причине. Уже давно известно, что один человек в автопроме так или иначе обеспечивает занятость не менее 10 человек в соседних отраслях, и вложения в автопром окупаются многократно. Это подтверждено и нашим опытом, и мировым. Поэтому давайте поддерживать и стимулировать покупку новых автомобилей так, чтобы сделать покупку привлекательной и выгодной. Но при этом не надо ничего запрещать.
В конце концов, есть ещё исторический и культурный аспект. Если кому-то нравится ездить на "Победе" 1950 года выпуска, то, ради бога, пусть он ездит. Идея запретить машину по принципу возраста настолько лобовая, настолько выглядит какой-то наивной, что едва ли сработает. Рынок подержанных автомобилей по объёму превышает рынок новых автомобилей в 4-5 раз по стране. Это очень много. Вообще нормальной ситуацией считается троекратное превышение. Нынешняя ситуация говорит о том, что в России у людей не хватает денег на новые автомобили, поэтому они обращаются за подержанными.
Полностью программу слушайте в аудиозаписи.
Разное время. Радиоканал. Все выпуски
- Все аудио
- Ориентация на местности